Федеральный закон № 67, вступивший в силу с января 2013 г., не стал исключением из правил: благие намерения законотворцев, заложенные в его основу, снова грозят обернуться против граждан, во имя защиты и безопасности которых и принимался закон. Жертвы несовершенства закона о страховании ответственности перевозчиков — транспортные компании, занимающиеся туристскими перевозками, опосредованно — все граждане, пользующиеся туристическими услугами.
Ежегодно стихийные бедствия становятся причиной гибели людей и крупномасштабных разрушений, приносят огромные потери материальных ценностей. При этом аналитики констатируют: в последние десятилетия различные природные катастрофы (бури, засухи, ливни, град и пр.) случаются все чаще, и едва ли не единственным инструментом возмещения причиненного стихийными бедствиями материального ущерба остается институт страхования.
Сегодня во всех развитых странах существует пенсионное страхование — инструмент, предназначенный для материального обеспечения граждан в старости. Однако, пожалуй, ни одно государство не может похвастаться совершенным законодательством по пенсионному страхованию. Сегодня во многих странах актуальность проблемы возрастает на фоне изменения возрастной структуры общества, что связано со снижением рождаемости и увеличением продолжительности жизни населения.
Корпоративное страхование — это не отдельный вид страхования, как может показаться несведущим, но комплекс страховых услуг, предоставляемых страховой компанией корпоративному клиенту. Помимо возможностей, которые открывает такое страхование для предприятия, оно является также основной составляющей соцпакета для сотрудников, что сегодня и в нашей стране стало для соискателей одним из важных критериев выбора места работы.
Федеральная служба по финансовым рынка (ФСФР) и агентство «Эксперт РА» провели собственные исследования представленных на страховом рынке России каналов продаж: как оказалось, структура нашего рынка в этом срезе весьма напоминает структуру каналов продаж страховых компаний Франции и Испании, однако есть кардинальное отличие, которое сводит на нет всегда столь лестное для россиян сравнение с Европой.
Начало нынешнего года ознаменовано целой серией судебных решений, которые не на шутку взволновали страховое сообщество, а после того, как Верховный суд РФ обнародовал посвященный страховой судебной практике обзор, Всероссийский союз страховщиков (ВСС) публично заявил о незаконности выводов верховных судей, обратившись в письменной форме к регулятору и к правительству.
«Пешеходы — это большая часть человечества и лучшая его часть» — из этого бессмертного постулата классиков исходит все отечественное законодательство, регламентирующее отношения между теми, кто перемещается по городам и весям «на своих двоих», и теми, кто предпочитает использовать колеса. Однако с осени прошлого года в России наблюдается тенденция уравнивания прав и обязанностей сторон, вызвавшая негодование первых и удовлетворение вторых. Так должен ли пешеход отвечать за последствия ДТП, произошедшего по его вине?
С тех пор, как в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий увеличение страховых выплат по ОСАГО (и, соответственно, увеличение приблизительно на четверть страхового тарифа), привычно жалующиеся на убыточность страховщики ОСАГО заговорили о проблемах своего бизнеса еще громче. «Росгосстрах» же, являющийся лидером этого сегмента страхового рынка, и вовсе заявил о намерении свернуть деятельность в убыточных регионах.
Давний спор о том, должно ли защитить дольщиков законодательство или страхование, окончился в пользу (в пользу?) страховщиков: 30 декабря 2012 г. президент РФ подписал закон, который учредил в России институт страхования гражданской ответственности застройщика, использующего привлеченные средства. На следующий день закон вступил в силу.
Одно из новшеств 2013 г. — перевод службы «03», которая, как известно, до сих пор финансировалась напрямую из бюджета на здравоохранение, на финансирование из фонда ОМС. Для рядового гражданина это означает, что теперь он обязан предъявить сотрудникам «Скорой помощи» полис обязательного медицинского страхования. Что же будет с нуждающимся в медицинской помощи, если у них этого полиса нет при себе или нет вообще?
С 1 января в нашей стране введено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков, в рамках которого за нанесение вреда здоровью, жизни и имуществу пассажиров страховщик (а в случае отсутствия соответствующей страховки — сам перевозчик) заплатит до 2 млн. руб. Действительно ли среднестатистический россиянин получит выплату за травму в общественном транспорте — вот что хочется понять уже сегодня, прежде чем откроется очередной ящик Пандоры.
Как известно, полгода тому назад Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» был подписан Президентом России с запланированным вступлением в силу с 1 января 2013 г. В последние дни, оставшиеся до этого срока, уже ясно, что заработать в полную силу закон не сможет. И все-таки: на что рассчитывать пассажирам, перевозчикам и страховщикам в наступающем году?
Совокупность видов страхования, которые предусматривают выплату возмещения в случаях, когда заемщик по тем или иным причинам не в состоянии выполнить обязательства по возврату предоставленного кредита — традиционный камень преткновения в отношениях между кредитором и заемщиком: большинство кредитных организаций отказываются кредитовать граждан в отсутствие адекватной страховой защиты — большинство граждан склонны рассматривать такую страховку как неприятный факт увеличения стоимости заемных средств.
Один из малоизвестных видов страхование — страхование заключенных (осужденных): не секрет, что в тюрьмах и исправительных лагерях (и не только в российских) процветает использование неправомерных методов воздействия на заключенных, которые нередко становятся причиной потери здоровья, а иногда — и причиной смерти. При этом правозащитники убеждены: именно страхование способно изменить ситуацию к лучшему.
Повышение лимита ответственности по ущербу имуществу в полисе ОСАГО до 400 тыс. руб. (а стало быть — и подорожание «автогражданки») уже не за горами: Госдума планирует преподнести этот «подарок» российским автомобилистам в самом конце текущего года или в первые же дни следующего. При этом аналитики рынка прогнозируют, а страховщики обещают снижение стоимости полисов ДСАГО и каско. Кто же выиграет от подобных тарифных метаморфоз?
Не так давно российские страховщики начали выводить на рынок программы, которые позволяют частным инвесторам одновременно защитить денежные вложения (от 100 тыс. руб.) и собственную жизнь: программы предполагают инвестирование в фондовые индексы и акции, в золото, ценные бумаги, нефть, в паи ПИФов, в прочие активы и их комбинации в различной валюте с одновременным страхованием жизни. Срок такого сотрудничества — от 5-ти до 10-ти лет.
Институт сюрвейеров в нашей стране крайне молод, да и само слово сюрвейер мало что говорит не только рядовому россиянину, но и большинству отечественных предпринимателей. Английским словом «surveyor», которое переводится на русский как «инспектор», называют независимого специалиста, занимающего проверкой, исследованием, инспектированием, установлением наличия (отсутствия) какого-либо факта в лицензируемой области и выдачей соответствующих рекомендаций. Очень важен такой специалист и в страховом деле.
К десятилетию введения обязательного страхования автогражданской ответственности в России появится механизм, обеспечивающий применение коэффициента бонус-малус: Госдума РФ приняла на рассмотрение законопроект, который предусматривает ведение страховой истории для каждого автовладельца. Подобные поправки в закон об ОСАГО — ответ и на инициативы Ассоциации по защите прав автострахователей, и на пожелания Российского союза автостраховщиков (РСА).
Участившиеся банкротства отечественных туроператоров, в результате которых российские граждане оказываются выселенными из неоплаченного отеля и недопущенными на неоплаченный авиарейс, требуют кардинальных изменений в системе страхования туристических рисков, но единственный путь, по мнению игроков профильного рынка — это, как советовал великий комбинатор, спасение утопающих руками самих утопающих.