Тарифные метаморфозы на рынке автострахования: кому это выгодно?
Опубликовано: 08 / 12 / 2012
Повышение лимита ответственности по ущербу имуществу в полисе ОСАГО до 400 тыс. руб. (а стало быть — и подорожание «автогражданки») уже не за горами: Госдума планирует преподнести этот «подарок» российским автомобилистам в самом конце текущего года или в первые же дни следующего. При этом аналитики рынка прогнозируют, а страховщики обещают снижение стоимости полисов ДСАГО и каско. Кто же выиграет от подобных тарифных метаморфоз?
|
|
Мнения относительно правомерности планируемых изменений неоднозначны. К примеру, председатель Комитета по работе с экспертными советами Союза страховщиков Северо-Запада и Санкт-Петербурга Денис Горулев уверен: за годы существования рынка ОСАГО заметно изменился автопарк и рыночные условия (в частности, за рамки нынешнего лимита выходят порядка 10% рассматриваемых по ОСАГО случаев), и повышение лимитов «по железу» — мера закономерная и необходимая, но очень важно соблюсти разумный баланс между увеличением покрытия и ростом стоимости полиса ОСАГО.
Как отмечает директор санкт-петербургского филиала страховой компании «Северная казна» Валентин Афанасьев, все больше автовладельцев не в состоянии оплатить из своего кармана разницу между страховым покрытием и реальным ущербом, если последний превышает 120 тыс. руб. — и это, можно сказать, социальная подоплека законодательного повышения лимита ответственности по ОСАГО.
Сегодня лимит ответственности по обязательному полису «автогражданки» составляет 120 тыс. руб., при этом страхователь имеет возможность до 500 тыс.-1 млн. руб. расширить лимит покрытия за счет приобретения добровольного полиса страхования автогражданской ответственности, который стоит 500-1000 руб.
Впрочем, отечественный автовладелец не торопится страховать возможные убытки: по словам руководителя отдела автострахования страховой компании «Мастер-Гарант» Дианы Погодиной, несмотря на то, что полис ДСАГО предлагают всем клиентам, разъясняя выгоду такой покупки, соглашаются на нее не более 30-50% страхователей.
Отменит ли увеличение выплат по ОСАГО необходимость добровольного страхования? Увы, нет: при любом ущербе свыше 400 тыс. руб. виновнику ДТП все равно придется платить из своего кармана, если он заблаговременно не запасется расширенным покрытием.
Независимый страховой консультант и эксперт-аналитик Ирэна Анискевич прогнозирует изменение стоимости полиса ДСАГО в сторону снижения (то есть увеличение покрытия за ту же сумму в 500-1000 руб. до 1,5-2 млн. руб.), но при этом у экспертов рынка есть обоснованное подозрение в том, что востребованность и без того не слишком популярного полиса ДСАГО упадет в два-три раза.
А вот относительно уровня продаж полисов каско ведущие эксперты в области автострахования опасений не высказывают: по каско страхуется вред своему имуществу, и обновленное ОСАГО никак не повлияет на решение защитить свою собственность. Более того, страховщики говорят о снижении стоимости каско в ближайшие пару лет в виду того, что при новом лимите ответственности по ОСАГО заметно возрастут суброгационные требования. Впрочем, на сегодняшний день в России аудитория страхователей каско составляет лишь порядка 12% от всех автовладельцев.
Конечно, взгляд на проблему был бы неполным без мнения еще одного круга заинтересованных лиц — собственно автовладельцев, и это мнение этой аудитории изложено в обращениях, которые Федерация автовладельцев России (ФАР) адресовала и правительству, и страховщикам: с точки зрения российских автовладельцев, рост лимитов ОСАГО бесполезен (то есть экономически бесполезен для самих автовладельцев).
По словам главы федерации Сергея Канаева, граждане, реально заинтересованные в защите своего автомобиля, и сегодня имеют возможность докупить ДСАГО, а новый лимит в 400 тыс. руб. — все равно не панацея от серьезных рисков. Таким образом, автовладельцу придется по-прежнему покупать оба полиса — и в сумме это будет дороже.
С тем, что повышение цен на полисы выгодно страховым компаниям, согласен, к примеру, и заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев, который напоминает, что простое повышение некоторых региональных коэффициентов по ОСАГО, проведенное правительством летом 2011 года, сразу же снизило убыточность страховщиков и обеспечило ощутимый рост рынка «автогражданки» в I квартале 2012 года (+23%).
Итак, повышение цен на полисы ОСАГО является серьезным бонусом для страховщиков и уже почти одобрено правительством, однако нельзя сбрасывать со счетов и мнение ФАР: именно этой организации удалось не так давно собрать 100 тыс. подписей россиян за отмену транспортного налога. Примут ли законодатели в предпраздничной суете столь неоднозначные для водителей поправки?