17.08.2018
РСА оценил сумму выведенных недобросовестными страховщиками ОСАГО средств
В ответ на запрос председателя комитета Госдумы по финрынку Российский союз автостраховщиков (РСА) сообщил, что многие не по своей воле уходившие с рынка страховщики, получив премии по договорам, и обязательства свои не выполняли, выведя таким образом с рынка ОСАГО более 24 млрд руб.
Запрос касался финансовых результатов страховщиков за весь период действия в стране обязательного страхования автогражданской ответственности (2003-2017 гг.) Как утверждают в РСА, рентабельность в ОСАГО составила всего 0,7% — при допустимых по закону 5%. За годы работы закона ОСАГО сборы в данном сегменте страхования составили 1,7 трлн. руб., расходы на ведение дела — более 337 млрд. руб., отчисления в резервы почти 51 млрд. руб.; выплаты составили 1,03 трлн. руб., расчетная прибыль — 50,6 млрд. руб.
В период 2004-2014 гг. получавшие прибыль при осуществлении ОСАГО страховые организации выплачивали налог на прибыль в пользу государства — всего 20 млрд. руб., по оценкам РСА (в союзе при этом считают, что сумма на самом деле выше, так как отдельные прибыльные компании платили налог и в 2015-2017 гг.)
Кроме того, в настоящий момент за счет требования по формированию резервных фондов страховщики ОСАГО имеют резервы в размере 180 млрд. руб., что в соотношении со сборами в 2017 г. позволяет говорить о достаточности средств для выполнения всех обязательств перед клиентами.
В союзе также отметили возможность возврата премий страхователям в связи с досрочным расторжением договоров ОСАГО: по данным РСА и ЦБ, в указанный период это показатель достиг 39 млрд. руб.
Письмо-ответ РСА особенно интересно в канун масштабных парламентских слушания по ОСАГО, которые Госдумы по финрынку планирует провести 13 сентября 2018. В числе вопросов, которые будут рассматриваться:
· ограничение срок обращения за выплатой по ОСАГО пятью днями (предложение РСА);
· изменение тарифной политики (предложение ЦБ);
· законопроект о перенесении ответственности за ДТП в связи с технической неисправностью авто на владельца ТС;
· идеи об отмене коэффициентов, переходе на разные типы полисов и возможность приобретения полиса на несколько лет и прочее.