18.01.2023
РСА констатирует критичное падение доли восстановительного ремонта по ОСАГО
По данным Российского союза автостраховщиков, за последний квартал прошлого 2022 г. доля страховых выплат через восстановительный ремонт в сегменте обязательно страхования автогражданской ответственности, прежде составлявшая 11-15% от всех выплат по ОСАГО, упала до 0%. Основная причина — дефицит поставок автозапчастей.
В РСА уточнили, что у отдельных страховых компаний уровень такого возмещения сохраняется, что связано со спецификой портфеля, однако в целом по рынку система параллельного импорта пока не в состоянии заместить привычную логистику, хотя первоначально была надежда на стабилизацию ситуации буквально за два-три месяца.
В союзе автостраховщиков проблему неработающего параллельного импорта, ведущую к существенному увеличению сроков ремонтов с использованием новых оригинальных запчастей, предлагают решить заменой новых деталей на б/у либо увеличением нормативного срока выполнения ремонтных работ на столько, сколько необходимо для доставки необходимых запчастей (месяц и более).
В частности, есть предложение запустить пилотный проект по узаконению практики применения б/у автозапчастей без ущерба для безопасности дорожного движения — для тех регионов страны, где широко используются авто с правосторонним расположением органов управления (как известно, ремонт б/у запчастями для праворулевых обычна, и рынок б/у запчастей уже сформирован, хоть пока и не организован).
В ЦБ РФ, однако, инициативы РСА по выходу из ситуации «нулевого ремонта» не поддерживают, ссылаясь и на риск снижения уровня безопасности на дорогах, и на слишком большие сроки ремонта. В своих выводах регулятор опирается на статистику, которая отличается от данных союза автостраховщиков: по данным ЦБ, всплеск жалоб на несоблюдение сроков или отказ выполнять ремонт уже в мае 2022 г. вернулся на уровень показателя 2021 г.
Снижение количества ремонтов страховые компании тоже отметили, но цифры разные. Так, в «Ингосстрахе» серьезных изменений не заметили вовсе, сохраняя показатель на уровне 22%; у «Абсолют Страхования» доля восстановительных ремонтов снизилась с 30% до 7%, в «РЕСО-Гарантии» рассказали, что удается находить необходимых партнеров — а в СК «МАКС» заявили о близкой к нулю доле по авто европейского, британского и американского производства и даже предложили вести временный мораторий на ремонт машин.