02.09.2019
Почему снижается общий объем страховых премий в ОСАГО
Объем средств, вложенных автовладельцами в полисы обязательного страхования автогражданской ответственности за 7 месяцев текущего 2019 г., снизился до 123,5 млрд. руб. (-4,2%). В Российском союзе автостраховщиков (РСА) анализировали причины наметившейся тенденции.
Причиной №1 эксперты называют снижение цен. После проведения первого этапа реформы ОСАГО, запустившего расширение тарифного коридора, средняя стоимость автогражданки по стране в годовом сравнении упала на 5,5%.
Кроме этого, неэффективное ценообразование сделало сегмент ОСАГО в основном убыточным, а реформа пока не дает возможности обеспечить баланса всей системы (пересмотр коэффициентов должен сделать именно это, а не только сделать цены более привлекательными — справедливыми и персонализированными): расширенный тарифный коридор годится для небольшого маневра, но не позволяет повышать цены для нерадивых водителей.
Также весомой является проблема поддельных полисов и желание некоторых водителей «уйти в тень». Желающие сэкономить таким образом, как отмечают в РСА, будут всегда, независимо от стоимости полиса. Одно из решений — использование автоматических камер фиксации нарушений ПДД как средство идентификации водителей без автогражданки (система уже запущена в Москве).
Отмечается, что разумные страховщики уже начали конкурировать за безаварийных клиентов, предлагая им все более низкие цены, но при этом есть и такие страховщики, которые в силу неумения управлять продажами или общего непрофессионализма готовы необоснованно дешево продавать полисы аварийным страхователям. Поэтому и не растет общая сумма сборов. Позитивных изменений ждут только в текущем 2019 г. — в ходе дальнейшей реформы, направленной на индивидуализацию тарифа.
Уже нынешней осенью Государственная Дума рассмотрит законопроект, допускающий дальнейшее расширение тарифного коридора (до 40% в обе стороны) и предоставляющий страховщикам право устанавливать индивидуальный тариф для каждого клиента, отменив полностью территориальный коэффициент и дифференциацию по мощности авто — надбавки, существенно влияющие на стоимость полиса, но никак не отражающие меру аварийности.