02.01.2018
Итоги 2017 года в сфере автострахования
В ушедшем году самым проблемным сегментом российского страхового рынка оставалось обязательное страхование автогражданской ответственности. Финансовые показатели сегмента оценены как неудовлетворительные: 11 месяцев года продемонстрировали резкий 13%-й рост общей суммы выплат на фоне 4%-го сокращения сборов по автогражданке.
По мнению страхового сообщества, проблемы в ОСАГО напрямую связаны с неестественным характером выплат, который во многом провоцируется различного толка мошенниками (инсценировки ДТП, фабрикация экспертных заключений и документов о страховом случае, а особенно — действия так называемых автоюристов); нередко все эти действия являются звеньями одной схемы.
В результате в 54-х регионах Российской Федерации ситуация такова, что через суд со страховых компаний взыскиваются суммы, которые вдвое/втрое превышают размер застрахованного ущерба — и это заметно искажает показатели региональных рынков ОСАГО (ежегодный ущерб от криминальных схем в ОСАГО оценивается в 20 млрд. руб.)
Одновременно с этим отмечается, что в течение ушедшего года велась активная борьба с мошенничеством по всем направлениям, принесшая определенные позитивные результаты и сдвиги, в числе которых:
· вывод проблемы на федеральный уровень, привлечение к ней внимания руководства страны, достижение понимания масштабов и серьезности мошенничества на рынке автогражданки;
· организация и проведение в проблемных регионах межведомственных совещаний правоохранительных органов совместно с представителями страхового сообщества, анализ накопившихся нарушений всех сторон (страховщиков, страхователей и посредников), старт осознанной работы по преодолению этих нарушений;
· повышение доступности автогражданки, в том числе — продление функционирования отдельных регионах Единого агента РСА (продажа бумажных полисов);
· старт с 1 января 2017 года обязательных продаж полисов ОСАГО в электронном виде (система е-ОСАГО).
А вот надежды, возлагаемые на реформу ОСАГО в части перехода на натуральное возмещение пока не оправдались, и это — важное направление для работы в 2018 г., который должен стать переломным на пути к либерализации автогражданки и ее перехода к свободным тарифам.