Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Встречаем перемены

Встречаем перемены
Всем известно, что совсем скоро, с 1 марта будущего года, ситуация на российских дорогах существенным образом изменится. С одной стороны, в случае ДТП потребуется заполнять европротокол, с другой — будет введена практика прямого возмещения убытков пострадавшим сторонам. Последствия этих двух мероприятий профессионалы оценивают по-разному, то есть оценки колеблются от оптимистичных до весьма тревожных.
Владимир Михайлов
специальный корреспондент
портал «Страховой случай»
Константин Байков
Главный редактор
Алексей Худяков
юрисконсульт
ФСС «ФЕНИКС»
Галина Волгач
корреспондент

С одной стороны, движение в сторону Европы — похвально, в цивилизованных странах, надо признать, система компенсаций в случае ДТП отработана давно и действует эффективно. А зачем тогда изобретать велосипед? Берем уже готовый, европейский, и катим на нем в прекрасное будущее! Беда в том, правда, что на российских ухабах этот велосипед вряд ли проедет долго. Поскольку российское автомобильное сообщество пока что незрелое, к законам у наших людей отношение пренебрежительное, а соблазнов нарушить закон в случае введения того же европротокола — прибавится.

Мелкое мошенничество

Возьмем, к примеру, такой случай: вы обнаруживаете на своей машине повреждение, полученное при неудачном выезде с дачного участка. Страховка по этому повреждению тянет тысяч на двадцать, и в вашей голове возникает мысль: а не договориться ли мне с соседом дядей Васей или с дальним родственником, что у нас с ним случилось ДТП? В итоге производится имитация дорожно-транспортного происшествия, благо, по новым правилам документы оформляются без вызова ГИБДД, после чего страховая компания выплачивает компенсацию за «ущерб». Налицо — мелкое мошенничество, доказать которое, увы, непросто.
Директор по маркетингу ассистанской компании ЛАТ Дмитрий Нестеров говорит: «С введением в практику европротокола наверняка возрастет количество именно такого, мелкого мошенничества. Профессиональное мошенничество, которым промышляют преступники, будет всегда, оно и в Европе есть. Но у нас, учитывая наше неуважение к закону, можно ожидать всплеск неправомерных обращений в страховые компании». С этим трудно не согласиться: нет у наших людей уважения к букве закона, равно как и почтения к страховщикам.

Незамеченная вмятина

С другой стороны, в этой ситуации может пострадать и автовладелец, попавший в реальное ДТП. В результате неточного или небрежного заполнения документов страховая компания может попросту не принять некоторые претензии. К примеру, запись о поврежденной двери влечет за собой выплату только по двери, а если при этом повреждены еще замок, ручка, стекло со стеклоподъемником, но сие не отражено в документе — оплачивать замену или ремонт придется вам самим. Да и вообще человеку при оценке нанесенного автомобилю ущерба может просто не хватить компетенции. Стопроцентно будут такие случаи, когда ущерб (вполне искренне, без всякого мошенничества) завышается, или наоборот, занижается.  
В этой ситуации серьезно возрастает роль аварийных комиссаров, которые призваны заменить сотрудников ГИБДД. При этом ничего не надо второпях создавать заново, институт аварийных комиссаров уже создан и неплохо работает, особенно — в Санкт-Петербурге. Опыта у них не меньше, а подчас даже больше, чем у работников дорожной инспекции, так что провести такого специалиста, подсунув ему «липу» вместо реального ДТП — не удастся. Аварийный комиссар не только тщательно обследует транспортное средство, но еще и фотографирует его. После чего помогает быстро и грамотно заполнить соответствующие документы. При этом описывается не только поврежденная деталь, но и характер повреждения, что в некоторых случаях крайне существенно. Кроме того, после аварии ее участники пребывают в стрессовом состоянии. А значит, они могут написать в  документе что угодно: могут что-то забыть, перепутать и т. п. Забывчивость и путаница в дальнейшем может обойтись очень дорого; и чтобы этого не допустить, нужен грамотный и хладнокровный профессионал — аварийный комиссар.

Ищем профессионала

Роль аварийных комиссаров при урегулировании ДТП и сейчас весьма велика. А в новой ситуации, как утверждает Дмитрий Нестеров, важность этой роли возрастет троекратно. И в первую очередь это должны осознать страховые компании. В рамках некоторых из них работают свои аварийные комиссары, и их нагрузка после первого марта наверняка возрастет. А если таковых комиссаров в штате нет? В таком случае возникнет прямой резон обращаться в специализированные ассистанские компании. Но такие услуги стоят денег, а платить никому не хочется, в итоге будут страдать как автовладельцы, так и страховщики, которым, согласно известному присловью про скупого, придется платить дважды.
«Перемен следует ожидать и от введения прямого урегулирования убытков. Эта процедура вроде бы должна подвигнуть владельцев транспортных средств более тщательно подходить к выбору страховой компании. А компании, соответственно, это должно заставить бороться за клиента. Однако, как показывает практика российской жизни, никто ни за что бороться не будет. Вполне вероятно, что возникнет некий корпоративный сговор участников страхового рынка, целью которого будет являться минимизация выплат за ДТП». И эти опасения, надо признать, тоже справедливы. Пример тому — реакция на происходящий в настоящее время кризис. Для многих отраслей никакого кризиса пока не наступило, но стремление снижать выплаты работникам, вообще заработать в этой мутной ситуации деньги — налицо.

К бою готовы!

Одним словом, как и всегда, нововведения поначалу наверняка породят неразбериху. Затем по прошествии времени, когда все набьют шишки и осознают необходимость цивилизованного подхода, возможно, ситуация начнет меняться к лучшему. И здесь от активного привлечения аварийных комиссаров никуда не уйти. Первая часть их работы — это психологическая помощь участникам дорожно-транспортного происшествия, вторая — составление и заполнение различных документов. Кроме того, аварийный комиссар может вызвать на место происшествия эвакуатор, автомеханика (если поломку возможно ликвидировать на месте), плюс к этому он может тут же начать оформление выплатного дела. Есть такой вариант сотрудничества с клиентом, когда тот прямо на месте ДТП пишет заявление, по которому всеми делами со страховой компанией занимаются сотрудники ассистанской компании, экономя тем самым и время, и нервы клиента. Услуги таких компаний — разноплановы и обширны, при этом, что важно, они могут быть предоставлены одним пакетом, что очень удобно. И приезд аварийного комиссара, и работа оценщика, и транспортировка автомобиля на станцию техобслуживания — все это осуществляет ассистанская компания. При этом стоимость таких услуг — вовсе не заоблачная, тарифы здесь вполне доступны. А самое главное то, что весь этот пакет услуг и готовился для введения европротокола. То есть, сотрудники уже заранее оказались подготовленными к новой ситуации, они готовы встретить ее во всеоружии, без всякой растерянности.

Содержание выпуска № 11 (33) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России