Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Riverworld

Riverworld
С древнейших времен многие народы использовали реки в качестве основных путей сообщения. Именно по их берегам возникали торгово-экономические центры первых европейских государств. Речной транспорт не потерял актуальности и по сей день. С увеличением объемов грузовых и пассажирских перевозок по внутренним водам стало развиваться и речное страхование, и сегодня западные страховые компании предлагают комплексные страховые продукты для операторов не только грузового речного флота, но и пассажирского.



История речного судоходства прошла долгий путь развития от первых парусных и гребных судов до пароходов и современных теплоходов. Поначалу для передвижения по рекам использовались примитивные челны, которые делались из цельных стволов деревьев, внутренняя часть которых выжигалась или выдалбливалась. Но уже в XII веке существовали суда, которые могли взять на борт до сорока человек с оружием и запасами провизии. До появления пароходов суда двигались по течению самосплавом, а против течения — при помощи бечевой тяги, весел или под парусами. В XIX веке на внутренних водных путях начали использовать пароходы, а первый речной теплоход (и вообще первый теплоход в мире) был построен в 1903 году в России.

Кипит котел

Промышленная революция XIX века привела к значительному росту речного грузопотока. Владельцы мануфактур были заинтересованы в сохранности перевозимых по рекам товаров не меньше, чем морские купцы, и постепенно речное страхование, вобрав в себя основные принципы морского, стало выделяться в отдельную услугу. В начале XIX века страховщики выдавали так называемые «плавучие полисы» (floaters). Они назывались так потому, что застрахованные грузы сплавлялись по течению рек на баржах и паромах. Однако страховые компании не брались страховать новые по тем временам суда — пароходы. Дело в том, что паровые котлы первых пароходов были несовершенны и нередко взрывались. Так, средний срок службы пароходов на Миссисипи не превышал четырех лет. Участившиеся случаи взрывов вынудили конгресс принять закон об обязательной проверке и лицензировании паровых котлов и двигателей. Это дало мощный толчок развитию в США страхования в области речного судоходства.

Оговорка о компасах

В США первый полис каско для речных судов появился 1918 году. Именно эта программа, созданная старейшей страховой компанией Insurance Company of North America, предлагающей услуги морского страхования с 1792 года, легла в основу всех существующих на сегодняшний день в США форм речного страхования. На страхование принимались корпус, машины и оборудование речного судна. Страховались следующие риски: полная гибель или повреждение судна в результате пожара, затопления, посадки на мель, столкновения с затопленными предметами, опрокидывания и т. д. Особо оговаривался период действия страховки: все застрахованные судна, имеющие металлический корпус, не должны были выходить в плавание в период с 3 ноября по 15 апреля, а суда с деревянным корпусом — с 15 ноября по 30 апреля. Страховая программа включала условие об ответственности страховщика за убытки вследствие столкновения с другим судном. Любопытно, что в полис 1918 года также была включена оговорка о компасах. Андеррайтер имел право в любое время подняться на борт судна и проверить исправность компасов.
Почти век спустя страховые компании вместо компасов стали требовать установки сложных навигационных систем. Но этим нововведения не ограничиваются. Современные формы полисов, которые рекомендует Ассоциация андеррайтеров по страхованию внутренних перевозок (IMUA), содержат условия по возмещению расходов по общей аварии и спасению, а также судебных расходов и покрывают риски причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц. Общая авария — понятие, обозначающее убытки, понесенные вследствие больших расходов в целях спасения судна и перевозимого груза от общей опасности. К общей аварии относятся: выбрасывание груза за борт, тушение пожара, преднамеренная посадка на мель, повреждение или гибель груза в связи с его перемещением на судне и т. д.

Платят и не плачут

По рискованности страхование речного транспорта сравнимо с морским страхованием. Согласно последним данным, опубликованным на сайте Международного союза морского страхования (IUMI), США лидирует по объемам страховых премий по полисам каско в сегменте страхования внутреннего водного транспорта. В 2005 году общий объем премий в этом сегменте составил 173 млн долларов. Однако страховые выплаты в том же году превысили 126 млн долларов (73 % страховых премий). Высокий уровень выплат связан не только с общими навигационными и эксплуатационными рисками, но и с мощным воздействием природного фактора — частыми в США ураганами, цунами и торнадо. Второе место по объемам страховых премий занимают Нидерланды. Там страховые компании получили в общей сложности 85 млн долларов, выплатив при этом 33 млн, или 39 % совокупного объема премий.
Потери операторов речного флота могут исчисляться миллионами долларов, поэтому страхование рисков порой спасает многие предприятия от банкротства. В 2005 году в Канаде произошла крупнейшая за последние годы авария грузового буксирного судна. Из-за сильного течения, вызванного паводком, судну, тянувшему 10 барж, не удалось сгруппироваться при приближении к шлюзовым воротам. Это привело к обрыву буксирного троса. Четыре баржи ударились о стену дамбы, получив сильные повреждения, остальные баржи затонули. Судно было застраховано входящей в Международный союз морского страхования нью-йоркской компанией One Beacon, которая выполнила свои обязательства по страховому договору в полном объеме.
Ввиду повышенной рискованности речного судоходства западные страховые компании при заключении договоров предъявляют ряд жестких требований и ограничений. Одно из них — обязательное внедрение программ по предотвращению ущерба и обучение экипажей судов. К примеру, Американская ассоциация операторов внутреннего водного транспорта (American Waterways Operators) в 2001 го­ду запустила программу Responsible Carriers («Ответственный перевозчик»), которая содержит рекомендации и стандарты безопасности для операторов речных грузовых судов. Для того чтобы стать участником программы Responsible Carriers, оператор должен провести внешний аудит деятельности и специальное обучение персонала. Многие страховые компании заключают договоры только с участниками этой программы. К тому же к обязательным требованиям относится наличие на судне специальных навигационных систем, позволяющих не только точно определять его местонахождение, но и составлять детальную картину участка реки, по которому оно движется, что способствует предотвращению столкновений с затопленными
объектами.

На такси с ветерком

Но ведь по рекам ведь хотят не только многотонные караваны грузовых судов. Большой популярностью пользуются живописные прогулки на туристических судах, а во многих мегаполисах, в частности в Нью-Йорке, Лондоне и Токио, активно функционирует речное такси. Вопрос о безопасности пассажиров при перевозках и туристических прогулках напрашивается сам собой. Как на Западе страхуется гражданская ответственность судовладельцев? Только в четырех европейских странах — Бельгии, Италии, Португалии и Словении — страхование ответственности операторов речных судов обязательно. Ни в США, ни в большинстве стран Евросоюза оно не требуется. Однако после того как в Балтиморе, США, в 2004 году перевернулось речное такси, в результате чего погибли пять человек, для операторов речного пассажирского транспорта был установлен минимальный лимит гражданской ответственности в размере 600 тыс. долларов. Кроме того, туристические компании и многие судовладельцы сами проявляют инициативу. Так, по данным все того же Международного союза морского страхования, в 2005 году по полисам страхования гражданской ответственности речных перевозчиков американские страховщики собрали страховых премий на сумму 37,3 млн долларов. На втором месте Франция — 12,5 млн долларов. И самый высокий уровень страховых выплат тоже зарегистрирован в США: в 2005 году страховые компании в общей сложности выплатили клиентам около 25 млн долларов.
В последние годы для пассажирских перевозок по рекам и озерам все чаще применяется высокоскоростной транспорт — корабли и катера на воздушных подушках, обладающие свойствами амфибий. Но в каком бы направлении ни развивалось речное судоходство, лучшей защитой имущественных интересов остается страхование.

Содержание выпуска № 6 (28) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России