Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Истинное лицо земли

Истинное лицо земли
Антуан де Сент-Экзюпери, который был не только писателем, но и профессиональным летчиком, говорил, что самолеты открыли человеку истинное лицо земли. И сегодня в нашей стране все больше людей, которые не просто мечтают увидеть мир с высоты птичьего полета, а становятся летчиками, приобретая легкомоторные спортивные самолеты. Но если для России полеты на частных самолетах все еще остаются роскошью избранных, то на Западе они уже давно стали чем-то обыденным.



А началось все с гениального изобретения братьев Райт, которым удалось поднять в воздух моторный летательный аппарат тяжелее воздуха. 17 декабря 1903 года Орвилл Райт совершил первый в истории пилотируемый полет на моторном аэроплане «Флаер-1», снабженный бензиновым двигателем. Аппарат пробыл в воздухе 12 секунд, преодолев 37 метров. Окрыленные успехом, Райты в течение последующих лет совершенствовали свое изобретение, в результате чего появился первый в мире летательный аппарат с неподвижными крыльями «Флаер-3», который при испытаниях смог покрыть расстояние почти 40 километров.

Война — двигатель прогресса

Первая мировая война дала мощный толчок развитию самолетостроения. На основе спортивных самолетов были сконструированы первые истребители и бомбардировщики, которые имели моторы мощностью до 400 л. с. В послевоенные годы легкомоторная авиация играет исключительную роль как в формировании конструкторских сил, так и в воспитании летных кадров для военного и гражданского воздушного флота. Аэроклубам и гражданским авиашколам нужны были самолеты недорогие, простые по конструкции и дешевые в эксплуатации. Стали появляться маленькие самолеты с моторами, которые отвечали этим требованиям. Благодаря дешевизне, небольшим размерам, максимальной простоте ухода, малому весу при скорости до 150–200 км/час
такие самолеты получили широкое распространение во всех странах.
Сегодня легкомоторная авиация — это одна из ведущих отраслей транспорта мира. Сельское хозяйство, лесопатруль, ликвидация последствий стихийных бедствий, охрана государственной границы — далеко не полный перечень отраслей народного хозяйства, где могут использоваться такие самолеты. Кроме того, особую популярность приобрели туристические и частные полеты, а во многих странах организовано воздушное такси.

К сожалению, иногда авиакатастрофы уносят жизни не только летчиков и пассажиров, но и людей, которые, возможно, никогда не поднимались на борт самолета. 10 июля 2007 года в маленьком городке Санфорт, штат Флорида, легкий спортивный самолет Cessna 310, пытавшийся совершить экстренную посадку, врезался в частный дом, в результате чего погиб пилот, а также находившиеся в доме женщина и грудной ребенок. Страховая компания NASCAR выплатила господину Вудорду, жена и сын которого трагически погибли, компенсацию по договору страхования гражданской ответственности перед третьими лицами. Размер выплаты не разглашается, но в пресс-релизе компании сообщается, что страховщик дополнительно берет на себя обязательство оплатить со временем обучение четырехлетней дочери Вудора в колледже.

Не смотрите вниз

Поднимаясь в небо, невольно начинаешь задумываться о безопасности. Как заметил Н. Е. Жуковский, человек полетел, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума. Но людям свойственно ошибаться. И 99 % летных происшествий при управлении легкомоторными самолетами связаны с грубыми ошибками пилотов, которых, к сожалению, не избежать. Ошибки допускают даже опытные, профессиональные летчики, казалось бы, знающие небо как свои пять пальцев.
Насколько рискованно летать на спортивных самолетах? Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) провело сравнительный анализ рисков полетов на легкомоторных спортивных самолетах и рисков управления автомобильным транспортом. По данным FAA, на миллион летных часов приходится 16 происшествий с гибелью пилотов и пассажиров. К тому же полеты на спортивных самолетах рискованнее, чем на коммерческих авиалайнерах. Статистика FAA показывает, что на миллион летных часов происходит 0,34 авиакатастрофы гражданских лайнеров, что в 50 раз меньше летных происшествий в авиации общего назначения.

Готовь соломку на земле

В США на законодательном уровне приняты серьезные меры по обеспечению безопасности полетов на спортивных самолетах. Разработаны прозрачные и жесткие правила, детально регулирующие вопросы, касающиеся приобретения, регистрации, сертификации и эксплуатации всех воздушных судов, относящихся к общей авиации. На их базе страховые компании разрабатывают доступные программы, охватывающие широкий спектр услуг — от страхования каско до страхования ответственности владельца судна перед пассажирами и третьими лицами.
Основой всего авиационного страхования в Соединенных Штатах является Воздушный кодекс 1958 года (Federal aviation act of 1958), который постоянно обновляется. Закон регламентирует процедуру приобретения воздушного судна, которая включает его инспектирование и обязательную выдачу свидетельства о регистрации. Таким образом, покупается уже зарегистрированный и проинспектированный в соответствующих органах спортивный самолет. При заключении страхового договора страховщик потребует эти документы в первую очередь.
Отдельно в авиационном законодательстве регулируются вопросы сертификации и эксплуатации любительских воздушных судов незаводского изготовления. Во главу угла при изготовлении любительского воздушного судна закон поставил подробный план выполнения всех работ; кроме того, он регулирует его сертификацию, техническое обслуживание и ремонт, эксплуатацию и страхование, а также продажу.

Однако в некоторых ситуациях страховое возмещение не выплачивается. Ущерб воздушному судну не будет компенсирован, если пилот нарушил руководство по летной эксплуатации (например, перегрузил самолет) или условия технической эксплуатации, совершил вылет без разрешения либо лицензии, а также если самолет использовался в учебных целях, а договор этого не предусматривал.

Небесные рокеры

Более трех лет назад, в сентябре 2004 года, FAA объявило о введении класса воздушных судов Light Sport Aircraft (LSA) — легких спортивных летательных аппаратов. При этом слово «спортивный» в данном случае не обязательно имеет отношение к самолетному спорту, а как правило, обозначает самолет, предназначенный для активного отдыха и развлечений. Появилась и новая категория пилотов — Sport Pilot, или пилоты-любители, для которых действовали упрощенные правила получения пилотского свидетельства. В настоящее время страхование LSA является одним из самых динамичных направлений в американской практике авиационного страхования.
Сегодня пилоты легкомоторных самолетов, за исключением некоторых особых случаев, могут беспрепятственно застраховать по сниженным страховым тарифам как свое судно, так и свою ответственность перед третьими лицами. Причем если страхование каско добровольное, то без страховки третьей стороны самолет просто не допустят на аэродром.
Лимит ответственности по страховому договору, установленный FAA, не должен превышать одного миллиона долларов. Ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров устанавливается из расчета 100 тыс. долларов на одно посадочное место.
По данным американской Ассоциации авиационных андеррайтеров, при средних тарифных ставках на сегодняшний день страхование самолета (стоимостью 100 тыс. долларов) от гибели и повреждений обойдется в 2400 долларов, а страхование ответственности — в 650 долларов. Невольно хочется вспомнить российское страхование каско автомобилей, тарифы на которое потребовали бы от владельца сравнимого по стои­мости автомобиля уплатить сумму никак не менее 5000 долларов.
С ростом парка частной авиации в нашей стране обостряется проблема страхования этого типа воздушных судов. Пока не решено множество вопросов — прежде всего на законодательном уровне. Это сказывается на уровне страхования. Возможно, российским законодателям и страховым компаниям следует не изобретать велосипед, а использовать богатый западный опыт регулирования и страхования эксплуатации легкой авиации.

Содержание выпуска № 6 (28) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России