Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Каско хочет дорожать

Каско хочет дорожать
Эксперты страховых компаний убеждены, что рынок автокаско нуждается в повышении тарифов. Только это может помочь страховщикам сохранить рентабельность, позволяющую им выполнять обязательства и при этом развивать свой бизнес. Однако массовый демпинг на рынке каско не позволит увеличить тарифы по крайней мере еще в течение года.



Тарифные перспективы

На «круглых столах» по страхованию, прошедших в Петербурге в 2008 году, специалисты высказывались диаметрально противоположные мнения о перспективах «касковых» тарифов.
Так, например, директор управления маркетинга Северо-Западного дивизиона СГ «Ренессанс страхование» Алексей Образцов заявил, что «с тарифами какого-то глобального тренда не прослеживается; корректировки по той или иной модели проходят постоянно, но в целом ситуация спокойная».
Алексей Образцов

Алексей Образцов
директор управления маркетинга Северо-Западного дивизиона
СГ «Ренессанс страхование»
Дмитрий Синишев, директор управления автострахования другого крупного страховщика, признает, что каско становится все менее рентабельным для страховщиков. «В этих условиях логичным представляется рост тарифов. Он действительно имеет место, но незначительный, — констатирует специалист. — Однако рост сдерживается очень сильной ценовой конкуренцией на рынке, в частности, присутствием демпингующих игроков. Некоторые не хватающие звезд с неба страховщики за счет тарифного демпинга пытаются изо всех сил удержаться на рынке как можно дольше. Отсюда наличие стабильно низких тарифов для новых, автосалонных транспортных средств».
По данным Дмитрия, ощутимый рост тарифов по каско регистрируется только в отношении неновых транспортных средств — в этом откровенно убыточном для страховщиков сегменте тарифы повышались и повышаются.
Часть страховщиков средней руки убеждены, что разумный рост тарифов на уровне планируемой инфляции — 9,5 % — неизбежен. По их мнению, если страховщики не будут поднимать тарифы, то очень быстро им станет трудно отвечать перед страхователями по принятым обязательствам в полном объеме. Вполне логично. Если дорожают булка, хлеб, бензин и труд работников автосервиса, то почему цена страховки должна быть заморожена?

Демпинг бессмертен!

Все страховщики единодушно отмечают, что демпингующие компании не исчезают, хотя их список постоянно меняется.
Радий Негодин

Радий Негодин
директор филиала «МСК»
в Санкт-Петербурге
«Знаете, автокаско — это единственный способ вывести свою страховую компанию в какие-то «топы»: «10 самых крупных компаний», «20 самых быстро развивающихся компаний» и т. п. Каско — это самый большой рынок. Поэтому задача войти в тот или иной «топ» связана с автострахованием, — рассуждает директор филиала «Московской страховой компании» («МСК») в Петербурге Радий Негодин. — При этом в Петербурге ситуация чрезвычайно сложная: в кредит продается огромное количество новых машин, которые должны ремонтироваться только на СТО дилера; а ремонт в авторизованных центрах быстро дорожает, и очереди там огромные. По идее мы должны повышать цены на свои полисы… Но, как учит опыт, обязательно появится какая-нибудь компания, которая начнет демпинговать и держать цены внизу. Потом она разорится и утащит за собой еще пару последователей. Отсюда и совет клиентам, банальный, но абсолютно верный: не поддавайтесь на демпинг! Ни по каско, ни по другим видам страхования».
Алексей Образцов также вынужден констатировать: «Постоянно кто-то из страховщиков (обычно это новые игроки на петербургском рынке) пытается продемонстрировать резкий рост своей доли рынка. Проще всего это сделать за счет каско. Поэтому демпинг будет повторяться».

Ценовой разброс

Еще одно явление на петербургском рынке автокаско, которое страховщики вынуждены признать без радости для себя, — это патологически широкий разброс тарифов. До сих пор тарифы по каско на одну и ту же модель автомобиля могут отличаться в разных компаниях в 1,5–2 раза.
Дмитрий Синишев

Дмитрий Синишев
страховой эксперт
Алексей Образцов приводит пример: один и тот же Mitsubishi Lancer (два молодых водителя с небольшим стажем) может быть застрахован и за 7,44, и за 15,22 процентов.
«Различия здесь прежде всего в условиях страхования, — объясняет представитель «Ренессанс страхования». — Например, сколько раз и в каком размере можно получить возмещение без предоставления документов из ГИБДД. Клиенту следует внимательно изучать условия страхования».
Да и других причин хватает: кто-то демпингует, кто-то — нет; у кого-то есть возможность держать относительно невысокие тарифы за счет сбалансированного страхового портфеля, у кого-то ее нет; а кто-то просто проводит специальную акцию, и тариф «рекламный». Некоторые страховщики специально устанавливают высокие (запретительные) тарифы на отдельные виды транспортных средств (например, на старые). Те, кто этого не делает, предлагают на те же марки и модели транспортных средств куда более низкие, рыночные, расценки. Кроме того, на рынке есть страховые компании, которые вообще не заинтересованы в развитии каско и держат запретительные тарифы на все машины. Поэтому и создается впечатление большого разброса.

Нелюбимые двухколесные

В связи с наступлением весенне-летнего сезона на рынке каско определенную роль играет отношение страховщиков к мотоциклистам. На данный момент в Петербурге очень сложно застраховать по каско мотоцикл. Согласно данным опроса, проведенного СК «Протектум Мобиле», в 2005 году застраховать мотоцикл были готовы около 15 петербургских фирм, а в 2008 году не осталось ни одной, занимающейся подобным видом страхования массово.
Алексей Образцов говорит: «Да, вождение мотоцикла — повышенный риск. Если бы мы предложили такой продукт, высокий тариф отпугнул бы большинство клиентов — полис приобрели бы только те, кто уверен, что с их мотоциклом обязательно что-то случится (например, из-за манеры вождения). Соответственно, произошла бы антиселекция риска, и продукт все равно оказался бы убыточным. Тарифы пришлось бы продолжать повышать».
Дмитрий Желудев

Дмитрий Желудев
директор по страхованию журнала «Страховой случай»
Дмитрий Синишев констатирует: «Действительно, мотоциклы мало кто страхует. Причин тому несколько: значительные повреждения при ДТП, легкость угона. Кроме того, по истечении определенного периода эксплуатации мотоциклы становятся неликвидными, их невозможно продать по приемлемой цене. В связи с этим страховщики именно в сегменте мотоциклов получают большое число «самоугонов».
Неутешительная статистика отчасти оправдывает страховщиков: по имеющимся в «Протектум Мобиле» данным, в 2007 году в Петербурге было зафиксировано 8500 ДТП, из них 1038 — с участием мототехники. При этом 40 % пострадавших мотоциклов не подлежали восстановлению. Риск угона для мототехники также велик: в 2007 году в городе было украдено около 200 мотоциклов.

Тюнинг хочет полис

Рынок все чаще предъявляет спрос на страхование авто с тюнингом, аэрографией и прочими «наворотами».
Алексей Образцов отмечает, что некоторые компании неохотно принимают такие автомобили на страхование. Но, например, в «Ренессансе» опцию «страхование аэрографии» можно включить в стандартный договор каско. Тариф индивидуален, зависит от особенностей изображения, в среднем это около 10 % стоимости аэрографии.
Другие страховщики рассматривают тюнингованные автомобили в индивидуальном порядке.
Тюнинг представляет собой специфические работы по «доводке» транспортного средства, не имеющие всем известных средних рыночных расценок. В договоре страхования необходимо точно определить, какие именно тюнинговые работы выполнены на транспортном средстве и какова их стоимость. Это нужно для того, чтобы в случае ДТП и последующего восстановительного ремонта страховая компания могла точно определить, за какие работы платить и сколько. Для этого от страхователей требуют предоставить при заключении договора страхования документы, подтверждающие перечень работ по тюнингу и их стоимость.
С аэрографией дело обстоит точно так же: страховщик требует разбивки стоимости работ по кузовным элементам, на которые нанесен рисунок. Вразбивку устанавливается и страховая сумма: сначала ее определяют в целом, а потом по элементам. Если в ДТП поврежден один кузовной элемент, страховая компания точно знает, сколько платить. Это повышает скорость урегулирования убытков и прозрачность страховой выплаты.
Впрочем, эти «архитектурные излишества», несмотря на дороговизну их страхования, способны принести автовладельцу и пользу. Тюнинг, аэрография, дополнительные подвески — все это делает автомобиль более заметным, поэтому снижает риск угона.
Полис от посредника
В связи с кредитным бумом от 30 до 50 % полисов каско сейчас продаются через посредников, что теоретически может вызвать определенные сложности у страхователей и их страховщиков. Последние считают, что профессионалы имеют даже больше проблем, чем их клиенты. Основная проб­лема — высокие комиссионные, которые запрашивают посредники. При этом размер вознаграждения устанавливается в процентном отношении от стоимости автомобиля, хотя трудозатраты при заключении договора практически одинаковы для всех авто, сетуют страховщики.
Дмитрий Синишев убежден, что если в качестве посредников выступают банки, то никаких проблем не будет: «Это солидные организации с хорошо выстроенной системой организации работы. Слияние банковского и страхового бизнеса (объединение каналов продаж) — общемировая тенденция, которая будет с годами только усиливаться».
По его данным, в последние годы страховщики взаимодействуют в основном с внутренними брокерами автосалонов. А вот так называемые универсальные брокеры, работающие за счет своих агентских сетей и офисов продаж, имеют намного более скромные продажи.
«Уровень их профессионализма также ниже, — признает Дмитрий Синишев. — Отсюда вытекает ряд проблем, связанных с ошибками при заключении договоров страхования, недостачей бланков строгой отчетности; в ряде случаев фиксировались случаи мошенничества по сговору с клиентами. К сотрудничеству с такими брокерами приходится подходить осторожнее, внимательно изучая информацию о партнере. Исключение составляют крупные известные организации, для которых продажа полисов — попутный бизнес (кросс-продажи), связанный с их основным бизнесом: ассистанские компании, сервисные центры по установке противоугонного оборудования, агентства нед­вижимости».
Это мнение парирует директор по страхованию журнала «Страховой случай», руководитель страховой риелторской группы Дмитрий Желудев: «Посреднику, который пришел на рынок всерьез и надолго, профессионализма не занимать. Он однозначно гораздо компетентнее «салонных девочек», привыкших продавать типовой продукт для определенных марок автомобилей. И безусловно, брокер автосалона ничем не поможет страхователю на этапе выплаты, поскольку задача такого брокера или агента — продажи. «Полевым» же игрокам рынка посредников приходится решать для клиентов подчас очень сложные, нестандартные задачи как на этапе страхования, так и при получении выплаты. Такой опыт в салоне получить невозможно».

Иван Пелевин

Иван Пелевин
заместитель генерального
директора по страхованию
«Протектум Мобиле»
Несмотря на высокую убыточность страхования мототехники, «Протектум Мобиле» в 2008 году выводит на рынок комплекс из шести программ мотострахования. Каждая программа отвечает типовым потребностям определенной группы владельцев мототехники.
Программа «Классика» близка к классической, стандартной программе автокаско. Основное отличие — применение безусловной франшизы в размере 5 % страховой суммы по каждому страховому случаю. Этим франшизам соответствуют установленные тарифы.
Программа «Аккурат» рассчитана на водителей, практикующих спокойную, аккуратную езду при максимальном соблюдении ПДД. Предусмотрена небольшая безусловная франшиза в размере 1,5 % страховой суммы по каждому страховому случаю. При грубых нарушения правил дорожного движения страховое возмещение уменьшается более существенно.
В программе «Железный вариант» подлежащие замене поврежденные детали из пластика оплачиваются на 50 %. Повреждение «железных» деталей и работа оплачиваются полностью.
Программа «Стадион» предназначена в основном для владельцев спортивных мотоциклов, любителей погонять по кольцевым трассам стадионов, а программа «Дикая природа» — для владельцев кроссовых машин, предпочитающих катание по пересеченной местности. Но у них много общего. Так, страховая защита не распространяется на повреждения, полученные при движении по дорогам общего пользования. Предоставления справок из компетентных органов для возмещения ущерба не требуется. Страхователь участвует в оплате повреждений на 25 %.
Программа «Купол» соответствует стандартной программе автокаско (отсутствуют франшизы) и предназначена для владельцев, готовых заплатить солидную страховую премию, взамен получив полное страховое возмещение.
В связи с высокими рисками компания ввела ряд ограничений: в настоящее время страховку можно оформить только до 2009 года, и лишь на новую мототехнику.
«Со временем мы планируем страховать и подержанные мотоциклы. Сейчас мы делаем только первые шаги, соберем и проанализируем статистику обращений за ближайший год, оценим перспективы развития и на основе этих данных будем корректировать существующие предложения и разрабатывать новые. На данном этапе мы стараемся хотя бы улучшить положение тех, кто только собирается приобретать и страховать мототехнику», — отмечает заместитель генерального директора по страхованию «Протектум Мобиле» Иван Пелевин.

Содержание выпуска № 6 (28) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России