Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Главный по продуктам

Главный по продуктам
Не секрет, что в страховании существует четкое разделение функций персонала. Продвижение продукта на рынке — привлекаем специалистов в области рекламы и пиара. Разработка тарифов на страховые новинки — задача андеррайтера. Однако есть специалист, который инициирует деятельность остальных от возникновения идеи до выхода продукта на рынок. Он же держит руку на пульсе продаж, отслеживая, насколько рентабельна новая затея для страховой компании. Речь идет о продакт-менеджере.
Галина Волгач
корреспондент

Нужна новинка

Какая страховая компания может обойтись без новинок? Вопрос скорее риторический. Отсутствие качественных изменений, новых проектов и разработок неизбежно ведет любую компанию к гибели. И страховые тут не исключение. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что продакт-менеджер (или методолог) является для них спасением.
Название профессии происходит от английского product-manager и переводится как «главный по продуктам». Соответственно, основной функцией этого специалиста является создание страховых продуктов, обладающих в первую очередь свойством хорошо продаваться. Правда, этим не ограничивается сфера деятельности продакт-менеджера: он участвует в составлении методических рекомендаций, разрабатывает и реализует маркетинговые действия (семинары, обучение, рекламные кампании, промопрограммы), вносит предложения по ценообразованию на основе изучения рыночной ситуации и проводит анализ конкурентной среды. Этот список можно продолжить, но следует отметить главную особенность работы методолога — активное взаимодействие с другими подразделениями и специалистами страховой компании. Продакт-менеджер координирует деятельность смежных подразделений (службы персонала, рекламной службы) и согласует с ними свои действия. Страхования компания в целом выступает своеобразным инструментом в руках этого специалиста, который, анализируя ее возможности и потребности клиентов, готовит предложения по новым продуктам и их продвижению.
В российских условиях на сегодняшний день наличием специалиста по продуктам может похвастаться редкая страховая компания. Как правило, перечисленные функции выполняет смежный специалист, например маркетолог, а должность продакт-менеджера либо числится номинально, либо отсутствует. Во многом это продиктовано менталитетом отечественных страхователей — все же страхование в нашей стране еще на достигло должного уровня принятия обществом.
На Западе ситуация обратная: продакт-менеджер является одним из наиболее востребованных специалистов не только в страховании, но и во всех сферах бизнеса, и компании прилагают немало усилий по поиску, обучению и удержанию таких профессионалов. Поэтому продакт-менеджер в страховой компании не выходит за рамки четко поставленных перед ним задач и знает, ради чего он прилагает максимум усилий, творческих и аналитических способностей. Речь идет о зарплате 6000–
11 000 долларов в месяц в США и 3000–5000 фунтов в Великобритании. Для сравнения: к примеру, в Москве такой специалист в зависимости от опыта работы получает от 2000 до 5000 долларов в месяц.

Есть проблема, и не одна

Нехватка специалистов высокого уровня — одна из самых острых кадровых проблем в сфере страхования. Продакт-менеджеров тоже катастрофически не хватает, и тому есть немало объяснений. Причины дефицита сводятся к двум основным: серьезность требований к претендентам на такую должность и достаточно большой отток успешных специалистов в другие виды бизнеса.
Успешность продакт-менеджера прежде всего определяется набором его личностных качеств. Первое и главное из них — инициативность и креативная жилка, позволяющие начинающему специалисту ориентироваться в страховой среде и предпринимать конкретные действия по внедрению новых идей и проектов. Создание различных брошюр, участие в издании методических рекомендаций и рекламных материалов — все это невозможно без энтузиазма, умения и желания творить. При этом не обойтись и без хороших аналитических способностей и объективной оценки возникающих трудностей, незаменимых при анализе страхового рынка и конкурентной среды. Продакт-менеджеру может пригодиться и такое качество, как усидчивость, — в работе с многочисленными бумагами. Однако при этом он должен быть весьма активным и энергичным. Трудно представить, как все это может сочетаться в одном человеке, и именно этим обусловлена проблема поиска хорошего продакт-менеджера.
Кроме перечисленных личностных особенностей, продакт-менеджеру необходимы соответствующий уровень знаний в области страхования и базовое образование.

Семь шагов длиною в десять лет

На одном из западных сайтов даже приводится памятка для начинающего продакт-менеджера, включающая семь простых шагов, которые необходимо сделать специалисту на пути построения карьеры.
Шаг 1. Получите образование в области бизнеса или финансов, что позволит лучше ориентироваться в области страхования. Можно, конечно, начать и с карьеры инженера, главное — чтобы акцент в профессии был на решении вопросов, связанных со страхованием.
Шаг 2. Стажируйтесь в страховой компании во время обучения в колледже, чтобы иметь представление о потенциальных работодателях. Несмотря на то что работа продакт-менеджера будет существенно отличатся от любой другой в страховании, приобретенные в этой области знания облегчат переход на новую позицию.
Шаг 3. Выучите второй язык — это повысит ваши шансы на получение должности (претендентов много, конкурс очень высок). Так, если вы собираетесь работать в США, учите испанский, что позволит продвигать продукт на рынок испаноговорящей части населения. (Понятно, что в России вторым языком в большинстве случаев является английский.)
Шаг 4. Подайте заявку на получение сертификата MBA (магистра делового администрирования) для приобретения знаний в области менеджмента и бизнеса. Чтобы стать успешным продакт-менеджером, необходимо уметь анализировать тенденции рынка будущего продукта и знать, как различные факторы влияют на продукт страхования и каким образом можно вызвать доверие потребителей.
Шаг 5. Поработайте в страховых компаниях на разных должностях. Мелкие фирмы предлагают больше возможностей выбора руководящих постов. Подготовьтесь к получению 10-летнего опыта работы в страховой отрасли, прежде чем вы действительно сможете претендовать на должность продакт-менеджера в крупной компании.
Шаг 6. Посмотрите в Интернете, в каких страховых продуктах есть заинтересованность. Понимание потребностей клиента и знание рынка сбыта услуги позволят вам разработать новый продукт для крупной компании.
Шаг 7. Пройдите обучение, чтобы стать сертифицированным продакт-менеджером. Такие курсы предлагают множество различных организаций.
После подобного боевого крещения продакт-менеджеру остается решить еще одну проблему. Став хорошим специалистом, он довольно быстро начинает испытывать соблазн перейти в какой-либо смежный бизнес, где и условия лучше, и зарплаты выше. Да и принципы работы продакт-менеджера оказываются сходными. А вот специалисты из смежных сегментов приходят на рынок страхования гораздо реже и исключительно в целях карьерного роста. Именно поэтому перед страховыми компаниями стоит трудновыполнимая задача — не только найти подходящего специалиста по продуктам, но и удержать его.

И опыт, сын ошибок трудных…

По мнению многих российских специалистов в области страхования, для продакт-менеджера главное — опыт, и только на втором месте образование. Этот подход отличается от обычного для финансистов или маркетологов в других сферах, где человек сначала обучается в различных учебных заведениях, а потом начинает применять свои знания на практике. На первый план выходят знания в области страхования, а то, на какой именно позиции они были получены специалистом, — не столь важно. По этой причине в большинстве российских страховых компаний за плечами продакт-менеджера может быть любой опыт — от маркетолога, аналитика, сотрудника службы персонала и до страхового агента.
В целом, для того чтобы стать хорошим продакт-менеджером, необходимы: целый комплекс личностных характеристик, базовое образование, опыт работы в области страхования, знание иностранного языка и дополнительное образование в сфере маркетинга. Несмотря на столь длинный список предъявляемых требований, можно смело утверждать, что в этой профессии цель оправдывает средства. Да и сам список можно считать своеобразным критерием профпригодности продакт-менеджера — ведь если специалист четко представляет, к чему стремится, и способен совершенствовать свои навыки, то развитие продукта страховой компании не составит для него труда.

Игорь Иванов

Игорь Иванов
генеральный директор ООО СК «АРТЕКС»
Современные темпы развития страхового рынка обусловливают необходимость продакт-менеджера в страховой компании. Этот специалист является неким креативным центром, своеобразным генератором идей, и от того, насколько успешно он справляется со своими задачами, во многом зависит будущее компании.
Для успешного выполнения своих функций продакт-менеджеру следует изучить страховой рынок, проанализировать ситуацию в определенном сегменте, выявить потребности ключевых фигур этого сегмента. На основе анализа составляется бизнес-план по продвижению продуктов, разрабатывается комплекс мероприятий на ближайшее и отдаленное будущее, которые предположительно приведут к повышению объемов продаж этих продуктов. На наш взгляд, профессиональный маркетолог, имеющий немалый опыт в страховании, также может выполнять эти функции.
Основные трудности в работе продакт-менеджера страховой компании связаны с мониторингом рынка, прогнозом «продаваемости» продукта и расходами по его внедрению.

Содержание выпуска № 6 (28) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России