Нужна новинка
Какая страховая компания может обойтись без новинок? Вопрос скорее риторический. Отсутствие качественных изменений, новых проектов и разработок неизбежно ведет любую компанию к гибели. И страховые тут не исключение. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что продакт-менеджер (или методолог) является для них спасением.
Название профессии происходит от английского product-manager и переводится как «главный по продуктам». Соответственно, основной функцией этого специалиста является создание страховых продуктов, обладающих в первую очередь свойством хорошо продаваться. Правда, этим не ограничивается сфера деятельности продакт-менеджера: он участвует в составлении методических рекомендаций, разрабатывает и реализует маркетинговые действия (семинары, обучение, рекламные кампании, промопрограммы), вносит предложения по ценообразованию на основе изучения рыночной ситуации и проводит анализ конкурентной среды. Этот список можно продолжить, но следует отметить главную особенность работы методолога — активное взаимодействие с другими подразделениями и специалистами страховой компании. Продакт-менеджер координирует деятельность смежных подразделений (службы персонала, рекламной службы) и согласует с ними свои действия. Страхования компания в целом выступает своеобразным инструментом в руках этого специалиста, который, анализируя ее возможности и потребности клиентов, готовит предложения по новым продуктам и их продвижению.
В российских условиях на сегодняшний день наличием специалиста по продуктам может похвастаться редкая страховая компания. Как правило, перечисленные функции выполняет смежный специалист, например маркетолог, а должность продакт-менеджера либо числится номинально, либо отсутствует. Во многом это продиктовано менталитетом отечественных страхователей — все же страхование в нашей стране еще на достигло должного уровня принятия обществом.
На Западе ситуация обратная: продакт-менеджер является одним из наиболее востребованных специалистов не только в страховании, но и во всех сферах бизнеса, и компании прилагают немало усилий по поиску, обучению и удержанию таких профессионалов. Поэтому продакт-менеджер в страховой компании не выходит за рамки четко поставленных перед ним задач и знает, ради чего он прилагает максимум усилий, творческих и аналитических способностей. Речь идет о зарплате 6000–
11 000 долларов в месяц в США и 3000–5000 фунтов в Великобритании. Для сравнения: к примеру, в Москве такой специалист в зависимости от опыта работы получает от 2000 до 5000 долларов в месяц.
Есть проблема, и не одна
Нехватка специалистов высокого уровня — одна из самых острых кадровых проблем в сфере страхования. Продакт-менеджеров тоже катастрофически не хватает, и тому есть немало объяснений. Причины дефицита сводятся к двум основным: серьезность требований к претендентам на такую должность и достаточно большой отток успешных специалистов в другие виды бизнеса.
Успешность продакт-менеджера прежде всего определяется набором его личностных качеств. Первое и главное из них — инициативность и креативная жилка, позволяющие начинающему специалисту ориентироваться в страховой среде и предпринимать конкретные действия по внедрению новых идей и проектов. Создание различных брошюр, участие в издании методических рекомендаций и рекламных материалов — все это невозможно без энтузиазма, умения и желания творить. При этом не обойтись и без хороших аналитических способностей и объективной оценки возникающих трудностей, незаменимых при анализе страхового рынка и конкурентной среды. Продакт-менеджеру может пригодиться и такое качество, как усидчивость, — в работе с многочисленными бумагами. Однако при этом он должен быть весьма активным и энергичным. Трудно представить, как все это может сочетаться в одном человеке, и именно этим обусловлена проблема поиска хорошего продакт-менеджера.
Кроме перечисленных личностных особенностей, продакт-менеджеру необходимы соответствующий уровень знаний в области страхования и базовое образование.
Семь шагов длиною в десять лет
На одном из западных сайтов даже приводится памятка для начинающего продакт-менеджера, включающая семь простых шагов, которые необходимо сделать специалисту на пути построения карьеры.
Шаг 1. Получите образование в области бизнеса или финансов, что позволит лучше ориентироваться в области страхования. Можно, конечно, начать и с карьеры инженера, главное — чтобы акцент в профессии был на решении вопросов, связанных со страхованием.
Шаг 2. Стажируйтесь в страховой компании во время обучения в колледже, чтобы иметь представление о потенциальных работодателях. Несмотря на то что работа продакт-менеджера будет существенно отличатся от любой другой в страховании, приобретенные в этой области знания облегчат переход на новую позицию.
Шаг 3. Выучите второй язык — это повысит ваши шансы на получение должности (претендентов много, конкурс очень высок). Так, если вы собираетесь работать в США, учите испанский, что позволит продвигать продукт на рынок испаноговорящей части населения. (Понятно, что в России вторым языком в большинстве случаев является английский.)
Шаг 4. Подайте заявку на получение сертификата MBA (магистра делового администрирования) для приобретения знаний в области менеджмента и бизнеса. Чтобы стать успешным продакт-менеджером, необходимо уметь анализировать тенденции рынка будущего продукта и знать, как различные факторы влияют на продукт страхования и каким образом можно вызвать доверие потребителей.
Шаг 5. Поработайте в страховых компаниях на разных должностях. Мелкие фирмы предлагают больше возможностей выбора руководящих постов. Подготовьтесь к получению 10-летнего опыта работы в страховой отрасли, прежде чем вы действительно сможете претендовать на должность продакт-менеджера в крупной компании.
Шаг 6. Посмотрите в Интернете, в каких страховых продуктах есть заинтересованность. Понимание потребностей клиента и знание рынка сбыта услуги позволят вам разработать новый продукт для крупной компании.
Шаг 7. Пройдите обучение, чтобы стать сертифицированным продакт-менеджером. Такие курсы предлагают множество различных организаций.
После подобного боевого крещения продакт-менеджеру остается решить еще одну проблему. Став хорошим специалистом, он довольно быстро начинает испытывать соблазн перейти в какой-либо смежный бизнес, где и условия лучше, и зарплаты выше. Да и принципы работы продакт-менеджера оказываются сходными. А вот специалисты из смежных сегментов приходят на рынок страхования гораздо реже и исключительно в целях карьерного роста. Именно поэтому перед страховыми компаниями стоит трудновыполнимая задача — не только найти подходящего специалиста по продуктам, но и удержать его.
И опыт, сын ошибок трудных…
По мнению многих российских специалистов в области страхования, для продакт-менеджера главное — опыт, и только на втором месте образование. Этот подход отличается от обычного для финансистов или маркетологов в других сферах, где человек сначала обучается в различных учебных заведениях, а потом начинает применять свои знания на практике. На первый план выходят знания в области страхования, а то, на какой именно позиции они были получены специалистом, — не столь важно. По этой причине в большинстве российских страховых компаний за плечами продакт-менеджера может быть любой опыт — от маркетолога, аналитика, сотрудника службы персонала и до страхового агента.
В целом, для того чтобы стать хорошим продакт-менеджером, необходимы: целый комплекс личностных характеристик, базовое образование, опыт работы в области страхования, знание иностранного языка и дополнительное образование в сфере маркетинга. Несмотря на столь длинный список предъявляемых требований, можно смело утверждать, что в этой профессии цель оправдывает средства. Да и сам список можно считать своеобразным критерием профпригодности продакт-менеджера — ведь если специалист четко представляет, к чему стремится, и способен совершенствовать свои навыки, то развитие продукта страховой компании не составит для него труда.
Игорь Иванов
генеральный директор ООО СК «АРТЕКС»
| Современные темпы развития страхового рынка обусловливают необходимость продакт-менеджера в страховой компании. Этот специалист является неким креативным центром, своеобразным генератором идей, и от того, насколько успешно он справляется со своими задачами, во многом зависит будущее компании.
Для успешного выполнения своих функций продакт-менеджеру следует изучить страховой рынок, проанализировать ситуацию в определенном сегменте, выявить потребности ключевых фигур этого сегмента. На основе анализа составляется бизнес-план по продвижению продуктов, разрабатывается комплекс мероприятий на ближайшее и отдаленное будущее, которые предположительно приведут к повышению объемов продаж этих продуктов. На наш взгляд, профессиональный маркетолог, имеющий немалый опыт в страховании, также может выполнять эти функции.
Основные трудности в работе продакт-менеджера страховой компании связаны с мониторингом рынка, прогнозом «продаваемости» продукта и расходами по его внедрению. |