Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

С туром по жизни

С туром по жизни
Депутаты российской Государственной думы быстро отошли от Новогодних праздников, спустя неделю приняли закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Этот документ обязывает туроператоров создавать финансовое обеспечение, предназначенное для покрытия нанесенных туристам убытков.



Например, пообещала турфирма поселить отправляющегося в Париж путешественника в отеле «Ритц» на Вандомской площади. Радостный турист, прибыв на место, обнаруживает, что номер ему никто не оплатил и, вообще, мест нет. И придется бедному ютиться в ближайшем хостеле (ночлежка для странствующих студентов) до самого отъезда в целях экономии средств.
Вернувшись на родину не в духе, обессиливший от тяжких страданий скиталец захочет восстановить справедливость: возместить понесенные убытки. Вот именно для этих целей и придумали в Федеральном агентстве по туризму России (Ростуризм) механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров. Это обеспечение призвано гарантировать туристу денежное возмещение ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору, а также выплату денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом в связи с непредвиденным отъездом с места отдыха.
После одобрения закона президентом РФ он вступит в силу с 1 июня 2007 года. Сумма гарантий составляет 5 млн руб. для междуна-родных туроператоров и 500 тыс. руб. – для туроператоров, работающих внутри страны. А с 1 июля 2008 года, согласно закону, размер финансового обеспечения удвоится.

Исповедимые пути

У организаторов путешествий есть два пути – получить банковскую гарантию или застраховать свою ответственность. Раздавать гарантии банкирам не привыкать, они это практикуют уже давно, а для страховщиков это новый и неизвестный вид бизнеса. Они сейчас энергично просчитывают риски и уже к маю текущего года смогут четко сформулировать свое предложение. Пока есть только предположения. «Страховка вряд ли будет стоить менее 2% от суммы финансового обеспечения, – размышляет директор петербургского филиала страховой компании «Арбат» Николай Кожин. – Это заведомо убыточный вид страхования. И хорошо было бы продавать через застрахованного туроператора другие продукты компании». По мнению Кожина, страховщики предпочтут страховать небольшие турфирмы, поскольку у них меньше обороты и они реже ошибаются. «У них задача «облизывать» клиентов», – поясняет специалист.
Банковские гарантии будут доступны, прежде всего, крупным компаниям с хорошей деловой репутацией. Маленькое, никому неизвестное бюро путешествий перед банком никто. И вряд ли банкиры поручатся за такие компании, поскольку не уверены, что они не «смоются» с деньгами туристов в неизвестном направлении, а банкирам придется нести убытки, возмещая расходы обманутых путешественников. В обмен на гарантии банкиры попросят, чтобы подопечная фирма осуществляла финансовые операции через банк-гарант. А это дополнительные доходы в виде комиссионных и возможность отслеживать движение денежных средств по счетам фирмы, в критической ситуации можно к тому же «заморозить» счета.
С точки зрения туристов, главное отличие страхования от банковских гарантий в том, что в случае наступления страхового события потерпевшим туристам не надо обращаться в турфирму. Они сразу могут идти за возмещениями к страховщику. И он должен выплатить деньги в течение 30 дней. Банкиры же рассмотрят материальные претензии путешественников только в том случае, если туроператор откажет им в выплате. Причем этот отказ надо получить в письменном виде. Скорее всего, все спорные вопросы, а особенно на крупные суммы, будут долго решаться через суд. Вряд ли туроператоры захотят добровольно без промедлений рассчитываться с потерпевшими путешественниками. Ведь в этом случае им придется изымать деньги из оборота и пополнять оборотные средства за счет банковских кредитов, а за них нужно платить процент не меньше ставки рефинансирования Банка России – 10,5% годовых
(с 29 января).
Если после долгих разбирательств суд примет решение в пользу туриста, то банку придется с ним рассчитаться так же, как и страховщику, в течение месяца.
Иными словами, закон, призванный защищать имущественные интересы граждан, не выполняет своей главной функции. Большинство людей не пойдет ничего требовать, если не будет установленного законом доступного механизма возмещения ущерба. Пока его нет, ни страховщики, ни банкиры, ни туроператоры толком не знают, как потерпевшему доказывать размер ущерба, какие документы он должен предоставить для получения средств.

За что же нас, за что?

Реакция туроператоров на закон неоднозначна. Одни, в основном крупные компании, поддержали инициативу депутатов и правительства. А другие, средние и мелкие фирмы, недовольны законом. И намерены бороться с ним до победного конца. «Они не на тех напали. В турбизнесе работают интеллектуальные люди. И если надо, мы обратимся в конституционный суд, чтобы отстоять свои права», – возмущается директор туристической компании «Невский парадиз» Владимир Ельцов. По его мнению, принятый закон может разорить маленькие компании, им не под силу оплачивать столь высокие фиксированные гарантии, размер которых все-таки должен зависеть от оборота. Другой негативный момент, по мнению Ельцова, в том, что расходы по оплате гарантии туроператоры включат в стоимость путевки, и они непременно подорожают. «Часть операторов уйдет в тень и начнет работать нелегально, не платя налогов государству», – полагает Ельцов. Он также не исключает, что в скором времени на рынке появятся фирмы, которые будут продавать финансовые гарантии. «Почему государство решило вводить гарантии для туристов? Разве у нас не страдают дольщики от нечистоплотных строительных организаций? Разве не происходит трагедий в медицине по вине врачей? А ведь здесь люди несут намного большие убытки, чем в случае покупки путевки у мошенника за $1-1,5 тыс.», – недоумевает Ельцов. Он считает, что сперва нужно было написать общий закон, который будет регламентировать финансовые гарантии во всей сфере услуг, а затем уже разбираться с каждой отраслью в отдельности.
В общем, небольшие туроператоры считают, что поправки в закон пролоббировали крупные компании, желающие монополизировать туристический рынок страны, емкость которого превышает 900 млрд руб. Возможно, это предположение и безосновательно, но крупные операторы лояльно относятся к действиям властей. «Поправки в закон прорабатывались руководством туристической отрасли страны не меньше года, взвешивались на общественных советах, встречах. Я верю в разум и мудрость руководства Федерального агентства по туризму. И не думаю, что оно совершило ошибку», – высказал типичное мнение крупных компаний заместитель генерального директора туристической фирмы «Нева» Вячеслав Буренов.
За прошедший год, по оценкам экспертов, оборот рынка внутреннего туризма России вырос на 20% и превысил уровень в 550 млрд руб. Оборот въездного туризма составил примерно 350 млрд руб. А объем выездного туризма приблизился  к отметке 85 млрд руб. Примерно 80-85% российского туристического рынка обслуживается 50-60 операторами.

Австрия

Финансовые гарантии ответственности туроператоров действуют во многих странах мира помимо России. Например, в Австрии организатор путешествия должен гарантировать туристу возврат всех уплаченных денежных средств (задаток, аванс и др.), в случае если туристические услуги не были полностью или частично оказаны вследствие несостоятельности (банкротства) организатора, а также все необходимые затраты по возвращению туриста домой.
Покрытие рисков может осуществляться двумя способами. Первый – путем заключения договора страхования с австрийским страховщиком. Второй – посредством предоставления безотзывной и абстрактной банковской гарантии или безотзывной и абстрактной гарантии лица публичного права. Страховая сумма (размер банковской гарантии) различается в зависимости от типа транспорта (авиа-, авто-, железнодорожный, морской), а также вида перевозки (регулярная, чартерная и т. д.). Так, например, при организации комплексного путешествия, которое включает в себя перевозку самолетом в прямом сообщении или кораблем в прямом сообщении, размер финансовой гарантии составляет 5% от оборота туроператора в прошедшем финансовом году, но не менее 1 млн шиллингов (суммы подлежат перерасчету на евро). В случае перевозки самолетом в чартерном сообщении или кораблем в чартерном сообщении – 7% от оборота, но не менее 5 млн шиллингов. Если же в составе комплексного путешествия присутствует автобусная или железнодорожная перевозка, то – 5% от оборота, но не менее 1 млн шиллингов. При комплексных путешествиях, содержащих виды перевозки, к которым применяются различные процентные ставки, страховая сумма (размер банковской гарантии) определяется по составным частям услуг в общем обороте.
Размер финансовой гарантии уменьшается в 5 раз, если турфирма является членом общества взаимного страхования организаторов путешествия.

Италия

В Италии создан фонд по банкротствам и неплатежам организаторов и продавцов. Из фонда возмещаются расходы на возвращение туристов из государств, не входящих в Европейский союз, в условиях чрезвычайных ситуаций с туристами, произошедших как по вине туроператоров (продавцов, их контрагентов), так и в результате возникновения обстоятельств, не зависящих от турфирм (их контр-агентов). Фонд финансируется за счет ежегодных отчислений в размере 0,5% от суммы всех обязательных страховых премий, уплачиваемых туроператорами за страхование их гражданской ответственности перед туристами.

Эстония

В Эстонии у туристско-экскурсионных компаний должен быть залог. Залогом считаются средства, которые в случае невыполнения туроператором или турбюро своих обязательств, используются третьим лицом для выполнения следующих из договора обязательств: возвращение потребителя в исходный пункт поездки; оказание потребителю услуг по его размещению при возвращении в исходный пункт поездки; возврат потребителю суммы предоплаты, в случае если поездка не состоялась, либо выплата компенсации за несостоявшуюся часть поездки.
Наличие залога при оказании туристско-экскурсионных услуг в пределах Эстонии подтверждается договором страхования либо гарантией кредитного или небанковского финансового учреждения. При оказании туристско-экскурсионных услуг в пределах Эстонии размер залога должен составлять 1% от объема планируемого оборота, но не менее 10 тыс. крон. Наличие залога при оказании туристско-экскурсионных услуг за пределами Эстонии подтверждается договором страхования или гарантией кредитного учреждения. При оказании туристско-экскурсионных услуг за пределами Эстонии размер залога должен составлять 1% от объема планируемого оборота, но не менее 100 тыс. крон.

Украина

На Украине туроператор и турагент обязаны осуществить финансовое обеспечение своей гражданской ответственности (гарантией банка или другого кредитного учреждения) перед туристами.
Минимальный размер финансового обеспечения туроператора должен составлять сумму, эквивалентную не менее чем 20 тыс. евро. Размер финансового обеспечения туроператора, который предоставляет услуги исключительно по внутреннему и въездному туризму, должен составлять сумму, эквивалентную не менее чем 10 тыс. евро. Минимальный размер финансового обеспечения турагента должен составлять сумму, эквивалентную не менее чем 2 тыс. евро.
Возмещение убытков, причиненных туристу в случае возникновения обстоятельств неплатежеспособности туроператора (турагента) или в результате нарушения процесса о признании его банкротом, осуществляется соответствующим кредитным учреждением на основании заявления туриста, договора на туристическое обслуживание (ваучера) и документов, подтверждающих невыполнение туроператором (турагентом) договорных обязательств.

По материалам RATA-news

Содержание выпуска № 1 (11) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России