Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Рожденные в муках

Рожденные в муках
Рубеж 2005-2006 годов был отмечен первым в нашей стране крупным публичным конфликтом между негосударственными страховыми и медицинскими компаниями. Медики убедительно обвинили страховщиков в задержках оплаты своих услуг и в стремлении экономить деньги даже в ущерб интересам пациентов. Страховщики же ответили медикам обвинениями в немотивированном подъеме цен, в навязывании больным ненужных услуг и в стремлении выйти из-под контроля страховых экспертов.



Когда горячка споров утихла, стороны продолжили искать консенсус, смирившись с объективностью удорожания медицинских услуг и с неизбежностью сотрудничества. «Страховой случай» задал несколько вопросов представителям одной из «конфликтующих» сторон.

— Будут ли расти цены на медицинские услуги?

Ефим Данилевич

Ефим Данилевич
главный врач и генеральный директор American Medical Clinic
Ефим Данилевич главный врач и генеральный директор American Medical Clinic:

— Цены будут расти. Объясню почему. Все мы как пациенты хотим лечиться на хорошем оборудовании, хорошими лекарствами, с хорошими расходными материалами. Но цены-то на них мировые, никто для России скидок не делает. Выигрываем мы пока, к сожалению, только за счет низкой заработной платы. Сейчас в структуре наших затрат ее удельный вес невысок. Руководители частных киник пока могут устанавливать ее с оглядкой на государственный сектор. Если, как было обещано, зарплаты врачей в госклиниках в ближайшее время возрастут до 15-20 тыс. рублей в месяц, неизбежно поднимутся и зарплаты в частных. Вероятно, это приведет к росту цен. Это коснется, прежде всего, клиник со средней ценой, так как им есть куда расти. В дорогих клиниках цены по три-четыре года остаются на одном уровне.

Лев Авербах

Лев Авербах
генеральный директор ООО «Корис Ассистанс»

Лев Авербах генеральный директор ООО «Корис Ассистанс» — частной службы скорой помощи и травматологического центра:

— Если говорить про наш медицинский центр, то мы до лета не планируем поднимать цены на услуги скорой помощи, а на некоторые услуги травматологического центра незначительно повышаем уже сейчас. Почему мы это делаем? Во-первых, нам подняли арендную плату. Во-вторых, заметно увеличились цены на бензин. Зарплаты тоже требуют увеличения, потому что они поднимаются в государственных медучреждениях и в государственной службе скорой помощи.

Сергей Ануфриев

Сергей Ануфриев
коммерческий директор клиники «Скандинавия», исполнительный директор Ассоциации клиник Санкт-Петербурга
Сергей Ануфриев, коммерческий директор клиники «Скандинавия», исполнительный директор Ассоциации клиник Санкт-Петербурга:

— Цены на медицинские услуги не могут не расти. Во-первых, очень высока себестоимость медицинских услуг. Вот пример: аппарат УЗИ хорошего класса стоит порядка $100 тыс., а цена одного исследования — $20; если сделать больше — мы упремся в платежеспособный спрос. Прежде чем аппарат окупится, он, скорее, перестанет функционировать и устареет морально и физически. Так что основная причина удорожания услуг — цены на медтехнику. Мы недавно контактировали с General Electric, и я был очень удивлен: подчас для нас устанавливают более высокие цены, чем для европейцев — во всяком случае, не ниже.

Во-вторых, медперсонал долгое время тоже был недооценен. Теперь медики осознали, что они должны зарабатывать достойно. Так что зарплаты догоняют должный уровень.

В-третьих, у нас нет никаких налоговых льгот. Получается, что государству все равно — что ресторан, что салон, что медицинская клиника.

Еще принципиальный момент: негосударственные клиники не включены в систему ОМС. Были бы включены — смогли бы уменьшать стоимость своих услуг на величину тарифа ОМС. Интересно получается: право пациента на выбор медучреждения включено и в правила ОМС, утвержденные губернатором, и в основы законодательства об охране здоровья граждан. Закон разрешает работать в системе ОМС и частным, и государственным медучреждениям, но первым пока только на бумаге.

Получается, что нет факторов, которые приводили бы к удержанию цен. И наши услуги будут дорожать, причем опережая инфляцию. Опережая — потому что отрасль долгие годы была недооценена.

— Почему частные клиники так жестко увязывают зарплаты своих сотрудников с зарплатами в государственных медучреждениях?

Сергей Ануфриев:

— Существует рынок труда, и там, как на всех рынках, действует принцип «сообщающихся сосудов», в данном случае — «сообщающихся уровней зарплаты». Менять привычное место работы люди соглашаются в поисках лучших условий труда и большей зарплаты.

За высококвалифицированного доктора идет борьба, у него всегда есть альтернатива, и он выбирает наилучшие условия по многим факторам. В государственном учреждении сейчас подняли зарплату, плюс у врачей всегда сохраняется возможность подработать. В частной клинике все через кассу, а требования выше — и к навыкам общения с пациентом, и к общению со страховыми компаниями, и к знанию компьютерной техники.

Лев Авербах:

— Если мы не будем платить больше, сотрудники начнут увольняться. У нас ведь работать сложнее, чем на госслужбе: строже спрос, выше ответственность, больше, скажем так, «напряжение ума»; у нас выше требования к внешнему виду, квалификации, отношениям с пациентами и коллегами. Поэтому если мы будем платить меньше или столько же, кто у нас будет работать? А люди все время сравнивают зарплаты.

— Как рост цен на ваши услуги отражается на уровне спроса?

Лев Авербах:

— Знаете, спрос увеличивается непрерывно, и сейчас он очень высок. Большие очереди стоят в платный травмпункт, а 10 машин уже не справляются с вызовами. Видимо, становится все больше людей «с деньгами». А может быть, все больше людей начинает понимать, что бесплатно ничего хорошего не бывает.

— Как сейчас складываются ваши отношения со страховыми компаниями, в частности по вопросам задержки платежей?

Сергей Ануфриев:

— В конце 2005 года мы начали переговоры с несколькими крупными страховыми компаниями и с их комитетом в составе регионального союза страховщиков. Мы договорились, чтобы каждое профессиональное сообщество — пока внутри себя —

начало вырабатывать параметры нашего взаимодействия: что страховщики хотели бы получать от нас, а мы — от них. Идет обсуждение

в рабочих группах. Прорывов пока нет, но думаю, что к началу апреля у нас будут выработаны совместные механизмы, облегчающие сотрудничество.

В частности, ведется согласование объемов медуслуг, оказываемых пациенту при определенном диагнозе. Когда эта работа завершится, мы больше не будем тратить время на согласование процедур — что можно, что нельзя.

Вопрос по поводу задержек платежей решен, и довольно жестко: если страховщики не платят в определенные сроки, мы перестаем обслуживать их клиентов — так уже действуют все участники рынка.

Еще одно направление работы со страховщиками образуется, когда будет реализован самый серьезный проект частных клиник — вхождение в систему ОМС. Сейчас мы этим серьезно занимаемся.

— Почти полгода назад была учреждена Ассоциация клиник Санкт-Петербурга. Какие проекты уже удалось реализовать?

Сергей Ануфриев:

— Созданная в декабре 2005 года Ассоциация клиник Санкт-Петербурга уже с февраля 2006 года начала реализовывать совместно с редакциями ведущих журналов — «Эксперт — Северо-Запад», «Наши деньги» и «Город» — уникальный PR-проект. Уникальность его состоит в том, что ведущие клиники города объединились для продвижения общих интересов во благо петербуржцев. До сих пор ни одно профессиональное объединение медицинских организаций или врачей не выступало так активно и серьезно. Цель проекта — содействие развитию эффективной системы оказания медицинских услуг петербуржцам, повышение доступности высоких медицинских технологий для жителей города, анализ передового опыта негосударственных медицинских клиник, создание системы контроля качества, внедрение современных технологий.

Лев Авербах:

— К сожалению, сделано немного. Каждый глава клиники имеет свое мнение о задачах ассоциации. Тем не менее разрабатывается стратегия, упорядочивается структура нашего объединения. В феврале в ведущих городских журналах ассоциация начала свою первую PR-акцию, цель которой — проинформировать горожан о наших медучреждениях, о качестве и доступности их услуг, о добровольном медицинском страховании. Ведется разработка сайта.

— Известно, что ассоциация собиралась разрабатывать стандарты медобслуживания. Как идет эта работа?

Лев Авербах:

— До завершения еще далеко. Разработку надо заказывать, а для этого нужны и время, и деньги, и понимание того, в каком направлении двигаться. Никто не отказался от этой идеи, но она не может быть реализована быстро.

Сергей Ануфриев:

— Работа идет. У нас созданы стандарты по родовспоможению. Мы были первым частным роддомом — именно новым, а не перепрофилированным из старого. Сделать стандарты было для нас делом престижа.

Сейчас разрабатываются стандарты по амбулаторной помощи. Процесс это длительный, стандарты ведь должны включать в себя не только медицинские технологии, но и менеджмент, и уровень сервиса, и требования к информатизации. Лечение — это целая технологическая цепочка: информационное обеспечение, соблюдение прав пациента, информирование пациента и членов его семьи, обучение здоровому образу жизни. В общем, целый комплекс параметров. Все это нарабатывается по крупицам, очень сложно в нашей стране прийти к единому стандарту. Но зато потом будет легче.

Зарплаты врачей в частных медучреждениях Петербурга:

  • Врачи терапевтического профиля, то есть те, кто не делает операций — от $500 до $2000 (верхний уровень встречается редко);
  • Для стоматологов минимальный уровень выше, но порог в $2000 они также перешагивают крайне редко;
  • Оперирующие врачи. Этот рынок находится в стадии развития, еще недавно в частных клиниках не оперировали. Сейчас такая услуга появилась, но больше $2000 они тоже пока зарабатывают редко.
  • Положение пластических хирургов, урологов и гинекологов лучше: они чаще остальных перешагивают через 2000-й рубеж и никогда не зарабатывают менее $500.
По данным Американской медицинской клиники

Содержание выпуска № 3 (3) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России