Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

ДТП минус ГИБДД

ДТП минус ГИБДД
Закон об ОСАГО принципиальным образом изменил ситуацию на российских дорогах. Прежде участники небольших ДТП нередко «договаривались» частным образом и быстро разъезжались. Теперь даже царапина на бампере оплачивается страховой компанией. Это обстоятельство подвигает участников аварии вызывать инспекторов ГИБДД, чтобы получить документы, необходимые для страховой выплаты. Итог – часы ожидания, отмененные встречи, пробки на дорогах, свои и чужие потраченные нервы и... вторичные ДТП, возникшие в результате перечисленных обстоятельств. Механизм, позволяющий развернуть автогражданку лицом к водителю, а также снизить нагрузку на ГИБДД, разработан, но почему-то не находит поддержки в соответствующих инстанциях и продвигается по ним с огромным трудом.



Кому выгодно?

В основе нового механизма, если кратко сформулировать, лежит формула: «ДТП без ГИБДД». Именно об этом шла речь на весьма представительном круглом столе, прошедшем 1 марта в Доме журналистов. Здесь собрались руководители Всероссийского союза аварийных комиссаров, работники страховых компаний, а также представители сообщества автомобилистов, чтобы обсудить проблемы, возникшие по ходу создания вышеупомянутого механизма.

Как показывает практика, для обеспечения своевременного выезда на место ДТП в структуре ГИБДД просто не хватает сотрудников, да и задачей ГИБДД, как следует из названия, является обеспечение безопасности дорожного движения, а не разрешение конфликта между участниками незапланированного краш-теста. При этом сам алгоритм решения проблемы абсурден: получается, что государственный служащий решает вопрос о выплатах денег рыночными структурами, каковыми являются страховые компании! Вот почему в выступлении директора Всероссийского союза аварийных комиссаров Юрия Легина такой способ оформления ДТП был назван пережитком советской системы, ведь государство тут по-прежнему грубо вмешивается в работу рынка.

Тем не менее, какие-то подвижки идут, причем в самых верхних эшелонах власти. Недавно был сформирован пакет поправок к Закону об ОСАГО, Министерство финансов предложило схему прямого возмещения убытков по ОСАГО при ущербе до 20 тыс. рублей, а Правительство Российской Федерации выпустило документ под названием «Программа повышения безопасности дорожного движения». Очевидно, что упрощенный порядок оформления дорожно-транспортных происшествий необходим, это понимают и «верхи», и «низы», однако ожидание пока продолжается, потому что в колеса новых инициатив ставятся палки на самых разных уровнях.

Кому же выгодна пробуксовка инициатив, призванных облегчить жизнь миллионам автовладельцев? Кто заинтересован в том, чтобы мы по-прежнему часами стояли на дорогах, собирая за собой гигантские пробки и выслушивая ругань (в чем-то вполне оправданную) коллег-водителей? Думается, что автомобилистам это совсем не выгодно – от упрощения процедуры они только выиграют.

Невыгодно это и страховым компаниям, потому что они в данной ситуации заинтересованы в точной и профессиональной оценке произведенного ущерба, что далеко не всегда может обеспечить инспектор дорожной милиции, поскольку его основной задачей является быстрое восстановление нормального движения. Наконец, в этом вовсе не заинтересован союз аварийных комиссаров, иначе его руководство не боролось бы столь энергично за скорейшее внедрение поправок к Закону об ОСАГО и не рассылало в различные инстанции десятки документов в поддержку этой инициативы. И уж конечно это не выгодно сотрудникам ГИБДД, поскольку сильно осложняет их работу, снижает оперативность появления дорожных инспекторов на ДТП с пострадавшими, где их присутствие является наиболее важным.

К сожалению, далеко не всем нужна прозрачная, разумная и абсолютно рыночная процедура оформления дорожно-транспортных происшествий. Любители ловить рыбу в мутной воде находятся среди всех участников процесса оформления ДТП. Можно сказать и о пассивности высших чиновников государства, которые не то чтобы тормозят прохождение новых законов – они их игнорируют, не чувствуя особой личной заинтересованности. Как подчеркнул в своем выступлении секретарь политсовета партии «Единая Россия» Сергей Рац, привыкшие ездить в машинах с мигалками, наши чиновники просто не могут прочувствовать на своей шкуре, каково это – «разруливать» ДТП на российской дороге.

Европротокол – «за» и «против»

Вообще-то, коль скоро вся отечественная экономика движется в сторону Европы, принято присматриваться к опыту наших цивилизованных соседей и кое-что у них заимствовать. Например, есть такая стандартная форма, как «европротокол», представляющая собой многостраничную брошюру типовых схем ДТП и бланк, который нужно заполнить обоим участникам ДТП, причем без участия дорожной полиции. И как всегда, нашлась инициативная организация, а именно: Российский Союз автостраховщиков, которая вызвалась разработать российский аналог этого самого «европротокола».

Казалось бы, разумная инициатива, вот только в наших условиях пока не очень-то оправданная, поскольку нельзя бежать впереди паровоза. «Европротокол», как заметил президент ассистанской компании «ЛАТ» Игорь Голубев, – это всего лишь формализованный документ, который позволяет без участия дорожной полиции определять степень ответственности участников ДТП. Сама по себе разработка такого документа в настоящее время ничего существенного не даст. Кроме того, цена вопроса разработки концепции введения «европротокола» в России – ни много ни мало – миллион долларов. Догадайтесь, на кого ляжет бремя оплаты услуг разработчика концепции?

Комиссары – впереди

Еще было отмечено, что на пути упрощения процедуры оформления ДТП нужно проявлять разумность и осторожность. Любое изменение в законодательстве у нас обязательно провоцирует волну мошенничества, и здесь нужно не оставить для недобросовестных людей никаких лазеек. При этом страховая компания заинтересована в том, чтобы на место ДТП выезжал в первую очередь аварийный комиссар, который всегда предоставляет схему происшествия, фотографии и, что важно, очень быстро урегулирует конфликт. Полная открытость и оперативность аварийных комиссаров делает работу страховых компаний более стабильной и защищенной.

Надо сказать, что институт аварийных комиссаров возник именно в Санкт-Петербурге, и в его развитии северная столица опережает даже «южную». Эти структуры могут включаться в состав страховых компаний, могут существовать на самостоятельной основе. И в новой ситуации их роль трудно преувеличить, поскольку именно они должны взять на себя подавляющее большинство функций сотрудников ГИБДД. Среди аварийных комиссаров немало бывших военных, сотрудников МВД, руководителей среднего звена, юристов, а также преподавателей правил дорожного движения. И хотя этот род деятельности для многих – новый, уровень работы петербургских аварийных комиссаров весьма высок, эти люди вполне справляются со своими, скажем честно, непростыми обязанностями. ДТП – это ведь не только экономические и юридические последствия, это, прежде всего, стресс, а значит, аварийному комиссару приходится быть еще и психологом, который умеет возвращать спокойствие и гасить конфликты.

По ходу встречи высказались многие приглашенные – страховщики, представители сообщества автомобилистов, журналисты. Было много вопросов, не было только одного – равнодушия, поскольку вынесенная на обсуждение тематика – более чем актуальна в современных условиях.

Игорь Голубев

Игорь Голубев
Президент Ассистанской компании ЛАТ
Чиновники от страхования невольно смешивают несколько понятий, определяющих предмет нашего разговора. Говорят о «прямом урегулировании убытков», о «введении европротокола» и о «возможности оформления ДТП в случае отсутствия вреда здоровью его участников без ГИБДД», сваливая все это в одну кучу.
На самом деле речь идет о принципиально разных вещах. Так, «европротокол» – это всего лишь перечень типовых схем ДТП, позволяющий определять степень ответственности каждого их участника без привлечения дорожной инспекции. Введение «европротокола» не влечет за собой прямого урегулирования убытков. В свою очередь, «прямое урегулирование убытков» – это процедура, при которой лицо, пострадавшее в ДТП, обращается за получением страхового возмещения в свою страховую компанию, а не в компанию виновника.
Алексей Букин

Алексей Букин
заместитель генерального директора СК «Прогресс Нева»
Вызов ГИБДД на каждый страховой случай доставляет массу проблем всем участникам дорожного движения. Однако исключение государственных инспекторов из системы способно привести к росту мошенничеств, что приведет к росту убытков страховых компаний. При этом либо возрастут тарифы по ОСАГО, либо будут снижены суммы убытка, при которых разрешается обходиться без ГИБДД.
Алексей Дорменев

Алексей Дорменев
председатель Авторадиоклуба
Я представляю небольшую группу автолюбителей – нас в клубе 850 человек и еще 2500 сочувствующих. Мы однозначно за то, чтобы убрать из процесса оформления мелких ДТП государственных дорожных инспекторов и вводить институт аварийных комиссаров, потому что ждать по 7 часов прибытия сотрудника ДПС, а потом еще более 5 часов оформлять ДТП – это неприемлемо.
При разработке закона не нужно ориентироваться на жуликов – у нас все-таки честных людей больше.
Как общественная организация мы заинтересованы в том, чтобы получать страховое возмещение в своей страховой компании, а то получается какая-то глупость: я плачу в одном месте, а услуги получаю совсем в другом.
Мы готовы поддерживать все инициативы, связанные с работой аварийных комиссаров.
Юрий Берхман

Юрий Берхман
директор по развитию имущественных видов страхования СК «АСК-Петербург»
Аварийный комиссариат – это бизнес, стопроцентно зависящий от репутации; достаточно допустить несколько проколов или дать страховщику повод для сомнения в чистоте фиксирования ситуации – и их бизнес будет рассыпаться. Поэтому мы более опасаемся искажения ситуации в ГИБДД, нежели сотрудниками комиссарских служб.
Юрий Легин

Юрий Легин
директор Всероссийского союза аварийных комиссаров
Услуги комиссаров выгодны страховщикам даже при условии, что за них платят они сами, а не клиенты. По нашим расчетам, без участия комиссаров к мошенникам может уходить до 20% выплат, в то время как на оплату труда комиссаров уходит только от 2 до 4% выплатных фондов страховой компании.
Евгений Константинов

Евгений Константинов
директор Санкт-Петербургского филиала СК «РК-Гарант»
За 2005 год мы заплатили комиссарам в 12 раз меньше, чем сэкономили на выплатах благодаря их помощи. Недавний пример: благодаря тому, что комиссар сделал 4 фото в нужном месте и в правильном ракурсе, мы смогли на законных основаниях не заплатить мошеннику $18 тыс.
Сергей Рац

Сергей Рац
секретарь политсовета общероссийской партии «Единая Россия»
председатель Лиги ветеранов КГБ
В прошлом году инициативная группа нашей партии выступала в поддержку законопроекта о службе аварийных комиссаров. Сейчас, когда законопроект вышел на федеральный уровень, мы намерены его настойчиво поддерживать. Также мы хотим, чтобы закон об упрощенном оформлении ДТП был принят как можно скорее.
От этого зависит не только разрешение конфликтов на дорогах, но и социальная напряженность в обществе – ведь у нас в стране несколько десятков миллионов автовладельцев!
Георгий Веселовский

Георгий Веселовский
член Совета ветеранов автомотоспорта, бывший сотрудник ГАИ
Нельзя категорично отказываться от услуг ГИБДД, ориентируясь только на сумму возможного материального ущерба. ДТП могут иметь серьезные последствия – например, вред здоровью участника, который будет замечен не сразу, а спустя несколько часов или дней после ДТП. Поэтому нужно установить очень четкие критерии того, когда можно оформлять ДТП по упрощенной схеме.

Содержание выпуска № 3 (3) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России