Финомбудсмен назвал 18 страховщиков-нарушителей
Опубликовано: 24 / 03 / 2024
|
|
|
Речь идет о страховых компаниях, в деятельности которых были выявления систематические злоупотребления и нарушения. В числе нарушителей — крупнейшие игроки рынка, включая старейшую в отрасли компанию «Росгосстрах», государственного страховщика «Югория», авторитетных «АльфаСтрахование» и «Ренессанс Страхование».
|
|
Финансовый омбудсмен — это уполномоченный орган, который рассматривает обращения потребителей в отношении услуг финансового сектора (негосударственных пенсионных фондов, кредитных и микрофинансовых организаций, КПК, страховых компаний, ломбардов).
Слово «омбудсмен» восходит к древнескандинавскому «umboð» и переводится как «полномочие». Считается, что институт омбудсмена зародился Швеци в XIII веке, где этим термином в те далекие времена называли выборное лицо — человека, собиравшего виру с преступников в пользу пострадавшей стороны.
Сегодня официальные названия должностей или организаций с функциями контроля над соблюдением интересов граждан и справедливости в обществе в разных странах различаются. В Российской Федерации финансовым омбудсменом является Служба финансового уполномоченного, которая была создана в 2018 г.
Итак, что же выявила отечественная Служба финансового уполномоченного?
«Неприемлемые практики» на российском страховом рынке
В отношение страхового рынка к таким практикам, в частности, финуполномоченным отнесены:
· расторжение страховой компанией всех ранее заключенных с СТО договоров по ремонту в рамках ОСАГО, что лишает клиентов страховщика самой возможности выбрать не денежное возмещение, а восстановительный ремонт пострадавшего авто;
· оформление бланка заявления на выплату таким образом, что страхователь не может указать вид автострахования, по которому урегулируется убыток (неустойка из-за задержки выплаты по каско ограничена размером страховой премии, что позволяет страховщику удлинить допустимый срок урегулирования);
· включение во внутренние правила и в договор положений, лишающих страхователя права на выплаты в случае отказа передать поврежденный автомобиль страховщику.
Так, «Сбербанк Страхование» заявило о прекращении сотрудничества со всеми СТОА, обвинив ремонтников в «систематическом неисполнении своих обязательств». В «Югории» преднамеренно заменили денежную выплату возмещения по договору ОСАГО выплатой по каско (страхователь имел оба договора с этой компанией).
Ну, а в «СОГАЗе» положениями договора предусмотрено, что при полной гибели авто страхователь, отказавшийся отдать остатки ТС страховщику, получает лишь 60% от суммы по договору. Причем на этот случай прописана еще и 70%-ная франшиза, что лишает пострадавшего выплат начисто.
Другие нарушения
Помимо описанных выше практик, которые действительно иначе как неприемлемыми не назовешь, служба финансового уполномоченного отметила две категории наиболее частных нарушений, а именно — нарушение сроков предоставления:
· ответов на заявления потребителей или непредоставление таких ответов (противоречит закону № 123-ФЗ, ст. 16);
· сведений и документов по запросу финомбудсмена (закон № 123-ФЗ, ст. 20).
Было также отмечено, что отсутствие запрошенных службой сведений в целом ряде случаев привело к прекращению рассмотрения обращений потребителей, так как законом на такое рассмотрение отводится определенный срок.
Страна должна знать своих героев
Публикуя сведения о действиях страховщиков в IV квартале прошлого 2023 г., которые были расценены финуполномоченным как нарушение требований закона и как неприемлемые практики, финансовый омбудсмен упоминает 18 страховых компаний. При этом по количеству злоупотреблений неоспоримым «лидером» стало «Ренессанс Страхование», нарушившее права потребителей 25 раз.
В топ-3 также вошли «Росгосстрах» и «Югория» (19 и 16 нарушений соответственно), совсем чуть-чуть отстали от них еще два приметных игрока рынка — «АльфаСтрахование», успевшее за квартал совершить 12 нарушений, и «Совкомбанк Страхование», которое финомбудсмен упомянул в своем отчете 8 раз.
Справедливости ради отметим, что нарушения и неприемлемые практики были выявлены и в деятельности банков.
Например, «Почта Банк» отличился продажей под видом депозита ИСЖ-продукта человеку в возрасте 90 лет.
Есть проблемы и с доступом к видеозаписям общения с клиентом: банки предоставляют только те беседы, которые в решении возникшего спора выгодны для них.