Машинное обучение и искусственный интеллект в отечественном страховании
Опубликовано: 24 / 11 / 2019
|
|
|
Новые технологии захватывают все сферы жизни. Успевает ли российский страховой рынок подхватывать мировые инновации? Оказывается, некоторый опыт использования с искусственного интеллекта есть и у отечественных страховщиков, а через две недели планируется широкое обсуждение AI для финансовых компаний в рамках форума профессионалов FinMachine CX 2019.
|
|
Опыт использования новейших технологий
Машинное обучение (МО) в финансовых компаниях уже не ограничивается бэк-офисом и становится важным инструментом удовлетворения клиентских запросов и обеспечения увеличения продаж.
Среди пионеров на отечественном страховом рынке:
1. «РЕСО-Гарантия» — использует МО несколько лет, в том числе с 2018 г. — не только в процессах андеррайтинга, но и для роста эффективности продаж (примеры — кросс-продажи в сфере ОСАГО; моделирование спроса на страхование имущества физлиц, позволяющая отсеять неперспективных клиентов, как следствие — повышающая конверсии).
2. «Капитал Лайф Страхование Жизни» — использует МО несколько лет, ИИ в начале 2019 г. интегрирован в функционирование контакт-центра, что позволило нарастить операционные возможности обслуживания клиентов и оптимизировать затраты на телефонные контакты.
3. «Тинькофф Страхование» — свыше трех лет использует МО в рамках нескольких моделей (оценка действий клиента с точки зрения вероятности мошенничества и риска денежных убытков, вероятности продления клиентом приобретенного полиса или получения из-за него требования суброгации по ДТП).
4. «Ренессанс страхование» — третий год применяет МО по всему жизненному циклу клиента для увеличения проникновения продуктов страхования, уменьшения убыточности по ним и времени урегулирования убытка; во главе угла — минимизация ручных процессов труда и внедрение алгоритмов машинного обучения во все продукты, для которых существует такая целесообразность.
5. «Зетта Страхование» — занимается внедрением МО в процессы монотонного труда и в связи с анализом большого объема данных, изучает разработки в области искусственного интеллекта.
6. «Сбербанк Страхование жизни» — находится на стадии изучения проектов использования передовых технологий, использует стартапы на базе ИИ во включенных в страховые продукты медсервисах (пример — «умный» чат-бот, распознающий свыше 350-ти симптомов и способный порекомендовать необходимого клиенту специалиста).
7. ВСК — работает над с МО-проектами по распознаванию документов и речи с применением элементов ИИ.
Об особенностях применяемых алгоритмов
В каждой компании свое видение использования инструментов машинного обучения. Например, в «Капитал Лайф Страховании Жизни» предпочтение отдается линейным обобщенным моделям — они легко интерпретируются и реализуются, обеспечена накопленной экспертизой. Профит от бустинга и «случайного леса» здесь рассматривают как незначительный.
В «Ренессанс-страховании», наоборот, успешно используют и random forest, и регрессии, и gradient boosting, а также нейронные сети и NLP. «Либерти Страхование» как отделение Liberty Mutual опирается на международный опыт.
Будущее рынка глазами страховщиков
При активном внедрении машинного обучения уже в ближайшие годы на рынке усилится конкурентная борьба за наиболее перспективного страхователя, а значит — будет происходить улучшение клиентских сервисов с точки зрения расширения ассортимента продуктов, персонализации предложений и тарифов, расширения каналов взаимодействия.
Недавнее исследование компании Naumen показало, что цифровые технологии для коммуникации с клиентами рынком страховых компаний освоены слабо, страховщики предпочитают общаться с клиентами в соцсетях «ВКонтакте» и Facebook, в целом к обслуживанию в цифровых каналах российские страховые компании не готовы.
Большие возможности открывают новые технологии в области урегулирования убытков (от автоматической оценки суммы убытка по фото до мгновенных выплат при классификации риска мошенничества как низкий). Также прогнозируется ускорение оформления и продления страховых полисов и процесс заявления о страховом случае.
Впрочем, в «Зетта Страховании» подчеркивают: все эти прогнозы — в перспективе от трех лет и более, в ближайшие же годы страховщики будут учиться использовать технологии, перестраивать внутренние бизнес-процессы, развивать культуру обработки данных.
В «Либерти страховании» предупреждают: использование искусственного интеллекта должно сопровождаться внедрением системы противовесов в виде регулярного анализа и контроля для защиты бизнеса от потенциальных опасных последствий.
Обо всем этом 12.12.2019 будут говорить на форуме FinMachine CX 2019, в числе задач которого — не только повышение эффективности процессов с помощью ИИ, но также повышение квалификации специалистов и расширение круга общения между экспертами в сфере машинного обучения.