25.09.2025
В Госдуме обсуждают новые подходы к страхованию автогражданской ответственности
Курьеров на СИМ предлагают застраховать, а водителей без ОСАГО — штрафовать раз в сутки: в России усиливается внимание к вопросам страхования гражданской ответственности участников дорожного движения. Наряду с действующей системой ОСАГО законодателями обсуждаются новые меры, направленные на повышение защищенности как водителей, так и других участников транспортного потока.
Одним из направлений стала инициатива комитета Госдумы по труду, соцзащите и делам ветеранов о создании добровольного аналога ОСАГО для курьеров, работающих на средствах индивидуальной мобильности — электросамокатах, велосипедах и аналогичном транспорте. Предлагается разработать страховой продукт, который позволит компенсировать ущерб, причиненный действиями курьера, будь то вред здоровью людей, повреждение имущества или автомобилей.
Такая мера рассматривается как инструмент снижения рисков в условиях, когда взыскание ущерба с виновника часто оказывается невозможным из-за отсутствия официального дохода или статуса в стране. Предполагается, что на первом этапе полисы будут добровольными, однако в дальнейшем их наличие может стать обязательным условием работы в сфере курьерских услуг.
Параллельно в Госдуму внесен законопроект, направленный на уточнение порядка привлечения к ответственности водителей автомобилей за отсутствие полиса ОСАГО. Сегодня управление транспортным средством без страховки влечет штраф в размере 800 руб., а при повторных нарушениях — от 3 до 5 тыс. рубл. Новая инициатива предусматривает, что владелец машины не будет получать несколько штрафов в день, если нарушение неоднократно фиксируют камеры фотовидеофиксации. Таким образом, административное взыскание будет применяться только один раз в сутки.
Обе инициативы отражают стремление к поиску баланса между обеспечением безопасности и формированием более гибкой системы регулирования страхования ответственности. В случае с курьерами речь идет о создании нового страхового сегмента, а для владельцев автомобилей — о корректировке действующих норм с учетом практики применения автоматизированного контроля.