12.10.2023
ЦБ увидел кратное увеличение числа нарушений со стороны страховщиков
По данным регулятора, число различных нарушений со стороны страховых компаний с начала текущего 2023 г. выросло в 10 раз. Участники рынка были уличены в навязывании дополнительных продуктов и услуг и в отказах заключать обязательные договоры страхования, включая ОСАГО. При этом в РСА ухудшения ситуации с приобретением полисов «автогражданки» в нынешнем году не заметили.
На момент 6 октября с начала года регулятор принял 588 постановлений о привлечении нарушителей к административной ответственности (против 61 годом ранее).
Чаще всего страховщики привлекались по статье КоАП 15.34.1, самый распространенный механизм нарушения — запрос документов он клиента при попытке заключить в электронном виде через сайт компании договор ОСАГО с последующим отказом из-за несоответствия документов законодательным требованиям (без расшифровки конкретики по каждому случаю).
В ЦБ РФ подчеркнули, что постоянно проводят проверки (включая контрольные закупки) в части доступности заключения договоров обязательного страхования автогражданской ответственности и применяют к нарушителям меры надзорного реагирования.
Российский союз автостраховщиков, исходя из статистики поступающих в объединение жалоб на доступность услуг ОСАГО, значимого ухудшения не отмечает и подчеркивает свое постоянное взаимодействие с регулятором и со страховщиками-членами союза, направленное на то, чтобы случаев с отказами в заключении договоров не было в принципе.
В РСА, впрочем, не отрицают ряда проблемных сегментов на рынке ОСАГО (страхование автомобилей такси, начинающих водителей и пр.), в которых страховые компании работать вполне обоснованно опасаются, ведь высокая концентрация потенциально убыточных договоров провоцирует ухудшение финансовой устойчивости.
Для решения этой проблемы на базе РСА работает перестраховочный пул, позволяющий страховщикам передавать любой договор ОСАГО в перестрахование сообществом членов союза. Статистику же ЦБ РФ в части роста количества жалоб здесь поясняют возможным усилением контроля со стороны регулятора именно в этом сегменте.