13.02.2012
Страховой рынок как зона взаимного обмана
К сожалению, практика показывает, что отечественный страховой рынок является площадкой, на которой страхователи нередко используют мошеннические схемы для получения страховых выплат, а страховщики пытаются навязать дополнительные страховые услуги, пользуясь недостаточной правовой грамотностью клиентов. Новые «герои» зоны взаимного обмана — клиент «Ингосстраха» и «Заволжский» офис ООО «Росгосстрах».
В Новосибирске суд Октябрьского района признал виновным клиента компании «Ингосстрах», который пытался реализовать нехитрую мошенническую схему: владелец находящегося в аварийном состоянии автомобиля Toyota Avensis в преступном сговоре со страховым агентом «Ингосстраха» оформил договор каско без учета имеющихся видимых механических повреждений кузова, а затем, инсценировав ДТП, пытался незаконно получить страховую выплату в размере 682 тыс. руб.
Привлеченная к рассмотрению дела автотехническая-трасологическая экспертиза установила несоответствие повреждений обстоятельствам ДТП, что позволило признать действия страхователя незаконными и возбудить против него уголовное дело. По решению суда мошенник наказан двумя годами лишения свободы — увы! — как всегда, условно.
Ульяновский филиал «Росгосстраха» на махинациях по отношению к клиентам «поймала за руку» областная антимонопольная служба, расследуя жалобу страхователя: сотрудник офиса «Заволжский» отказал клиенту в заключении договора ОСАГО без приобретения полиса добровольного страхования автогражданской ответственности, пояснив свои действия распоряжением высшего руководства компании.
Усмотрев в действиях страховщика признаки нарушения закона о защите конкуренции (ст. 10), антимонопольный орган возбудил в отношении ООО дело в связи с навязыванием дополнительных страховых услуг. К тому же, по данным Ульяновского УФАС, ООО «Росгосстрах» доминирует на региональном рынке ОСАГО, что позволяет рассматривать подобные действия в рамках антимонопольного законодательства (согласно действующему кодексу об административных правонарушениях — штраф в размере от 1% до 15% от суммы выручки, полученной от реализации услуг на рынке, где совершено данное нарушение).
В «Росгосстрахе» с решением антимонопольщиков не согласны и настаивают на отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, никак не поясняя, впрочем, свое отношение к клиентам.