05.11.2011
Страхование как финансовая услуга
По инициативе Роспотребнадзора, на рассмотрение правительства планируется внести законопроект, который конкретизирует понятие «финансовая услуга» и передаст услуги страховых компаний под действие закона о защите прав потребителей. Сами страховщики считают, что потребитель и так достаточно защищен законом.
Поправки в закон о защите прав потребителей, разработанные Роспотребнадзором, носят уточняющий характер, давая точное определение финансовой услуги как услуги, «в рамках которой деньги выступают не только в качестве платежного средства». Соответственно, под это определение подпадают и услуги, оказываемые страховыми организациями.
Цель, которую озвучивает глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко — сделать для банков и страховых компаний обязательным раскрытие всех деталей договоров, а для их клиентов — право на компенсацию морального вреда. Согласно законопроекта, потребитель не только получит право подавать в суд на банк или на страховую компанию по упрощенной схеме (по месту жительства без уплаты госпошлины), но в случае выигрыша дела о возмещении морального ущерба может рассчитывать на увеличение выигранной суммы в полтора раза: еще 50% ответчик заплатит в качестве штрафа за отказ устранить проблему в досудебном порядке.
По мнению заместителя гендиректора СО "РЕСО-Гарантия" Игоря Иванова, подобные инициативы излишни, так как не несут для страховщиков наказания более сурового, чем ныне существующие меры — такие, как предписание и приостановка лицензии.
Руководитель юрслужбы страховой компании «Чартис» СНГ Инна Вялкова отмечает, что закон защиты потребителей на личное страхование распространяется и сейчас, а его распространение на имущественное страхование, выведенное из-под действия это закона в 2008 году по постановлению Верховного суда, видит вполне логичным, подчеркивая также новизну идеи о штрафных санкциях в пользу потребителя за отказ решить проблему в досудебном порядке.
А вот другая поправка в закон, согласно которой информация о страховых услугах должна быть предоставлена потребителю исключительно в документированном виде и заверена его подписью, вызывает опасение г-жи Вялковой: по ее мнению, такой подход сведет на «нет» все инновации российских страховщиков, активно налаживающих в последнее время дистанционные и электронные продажи.
Гендиректор «Эксперт РА» Павел Самиев призывает соблюсти баланс между интересами потребителя и страховщиков.