15.11.2011
РСА и Генпрокуратура — за Европротокол
Внесенные в Госдуму 8 ноября 2011 года поправки об увеличении допустимой суммы страховых выплат при упрощенном оформлении дорожно-транспортных происшествий, поддержаны не только Российским Союзом автостраховщиков (РСА), но и Генпрокуратурой, при этом и страховое сообщество, и надзорное ведомство видят свои горизонты улучшения ситуации с использованием европротокола в России.
Напомним, что так называемый европротокол (специальный унифицированный бланк для самостоятельного оформления ДТП участниками аварии, а в более широком смысле — упрощенный порядок оформления дорожной аварии без привлечения сотрудников ГИБДД) введен в России в 2009 году, однако и по сей день только 4% участников ДТП прибегают к этой схеме. Исходя из того, что одной из причин непопулярности схемы является низкий допустимый порог подлежащего компенсации ущерба, и внесены поправки, удваивающие этот порог (с 25 тыс. до 50 тыс. руб.)
Тем не менее, по мнению РСА, поправки не станут панацеей: для реального улучшения системы необходимо комплексное совершенствование всей нормативно-правовой базы ОСАГО, начиная с создания законодательно закрепленных типовых схем ДТП. По словам Павла Бунина, необходимо также введение механизма безальтернативного прямого возмещения убытков (ПВУ) для устранения необоснованных отказов по ПВУ, которые сегодня со стороны недобросовестных страховщиков нередки.
Генпрокуратура обращает внимание на то, что участники большинства аварий не рискуют самостоятельно оформлять ДТП и предпочитают, создавая многочасовые дорожные «пробки», дождаться представителя ГИБДД, который составит схему ДТП и выдаст справку для страховой компании. В связи с этим еще в июле в МВД было направлено предложение ввести норматив времени прибытия сотрудников ГИБДД к месту аварии, так и оставшееся без ответа.
В своем обращении к Минфину Генпрокуратура заявляет также о необходимости введения льгот для страхователей, применяющих европротокол, и стимулирования оборудования транспортных средств системами видеорегистрации — правда, о каких льготах идет речь и каким образом водителей намерены «стимулировать» к установке подобного оборудования, пока неясно.
Зато в Минфине уже подготовлен законопроект, подробно разъясняющий права и обязанности водителей при упрощенном оформлении ДТП: зная все нюансы европротокола, водители, как ожидается, перестанут бояться пользоваться этой удобной схемой.