27.10.2011
ОСАГО — это ответственность и перед пешеходами: «новое в автогражданке»
За годы существования обязательного страхования автогражданской ответственности не раз решалось, кто из участников ДТП и сколько должен выплатить за ремонт пострадавшего транспортного средства; недавно правительство вплотную занялось увеличением выплат за вред, причиненный здоровью людей, но только сейчас поднимается вопрос об изменении механизма страховой защиты для пострадавших в ДТП пешеходов.
На сегодняшний день компенсация пешеходам, получившим тяжкий вред здоровью и погибшим в ДТП, составляет 160 тыс. руб., а получившие легкие переломы и увечья могут рассчитывать не более, чем на 10 тыс. руб. Планируемая сумма — полмиллиона в случае гибели или инвалидности по 1-й группе, 250 тыс. руб. — инвалидам 2-й и 3-й групп, компенсация легкого вреда здоровью — по тарифам, которые должны быть четко определены Минздравсоцразвития.
Однако главная проблема — это даже не законодательно установленный размер выплат, а отсутствие механизмов их получения: по статистике, возмещение от страховых компаний получают лишь десятые доли процента ставших жертвами ДТП пешеходов, и лишь 0,06% от всех страховых выплат за период с 2004 по 2010 год составили компенсационные выплаты РСА за вред здоровью.
Проблему, как нетрудно догадаться, поднял «Союз пешеходов», привлекший к разработке изменений в закон об ОСАГО юристов. Как отмечает председатель этой организации Владимир Соколов, пешеход, не заключающий договор ОСАГО, плохо осведомлен как об особенностях страхования, так и о своих правах (не говоря уже о том, что по действующим сегодня правилам узнать стразовую компанию виновника ДТП практически невозможно, даже если он установлен — а ведь при наезде на пешехода нередки случаи бегства провинившегося водителя).
Несовершенна и нынешняя система констатации травм, когда заключение о легком вреде здоровью выдается в течение полугода, а о тяжком — вдвое дольше, что предполагает лечение пострадавшего за личные средства и средства от ОМС, которые в долгосрочной перспективе могут быть возвращены страховщиком ОСАГО. К тому же, информировать о пострадавшем пешеходе должен сам виновник аварии (а ему это нужно?), а срок запроса на страховые выплаты ограничен 15-ю днями.
Предлагаемая реформа предполагает передачу бумажной волокиты ГИБДД и сокращение процедуры констатации травм до 4 недель, что должно сделать расчеты с пострадавшим пешеходом проще и надежнее.