14.11.2022
Об ответственности владельцев самокатов при ДТП
Несмотря на учащающиеся случаи дорожных аварий при участии электросамокатов, в Центробанке пока не видят возможности решить проблему ответственности владельцев таких транспортных средств посредством введения норм страхования. Об этом было заявлено в ходе совместного совещания Совета по правам человека и уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка по вопросам регулирования электросамокатов.
Большая часть таких случаев наглядно показывает, что гражданская ответственность не возникает, а для практической реализации этой меры необходима идентификация виновника. Иначе говоря, проблема со страхованием вторична, ведь при страховании третьих лиц (то есть, когда речь идет о страховании гражданской ответственности) самым важным моментом является именно идентификация виновника аварии, что на нынешнем этапе не представляется возможным.
Хотя страхование, безусловно, остается действенным и работающим инструментом, функционировать в этом сегменте он сможет только после введения номеров или иных средств идентификации, причем это в равной мере касается и индивидуальных самокатов, и предоставляемых в рамках каршеринга.
Без этого, даже если ввести плату за право выезда на дорогу или заложить какие-то страховые средства в стоимость, пострадавшему эти деньги не достанутся. Поэтому даже начинать обсуждение проблемы до введения системы учета электросамокатов просто нет смысла. Примечательно также, что идентифицировать самокатчика-виновника дорожной аварии далеко не всегда удается даже с помощью камер на дорогах (особенно если самокат не каршеринговый).
Впрочем, введение какого-либо вида страхования (например, по типу ОСАГО) на данный момент весьма затруднительно и по еще одной не менее важной причине: отсутствие необходимой статистики не позволит сформировать разумную тарификацию, и эта сложность сохраняется в обозримом будущем.