Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Консолидация против угонов

Консолидация против угонов
Сегодня ни для кого не секрет, что основные проблемы в автостраховании касаются угонов, мошенничества и сговоров, в которые вступают клиенты страховых компаний. Но до сих пор неясно, каким образом их решать. Свое видение ситуации представили эксперты «круглого стола» «Автострахование: проблема угона автотранспорта сегодня», организатором которого выступила группа компаний «АРКАН».

По официальным данным информационного центра ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, в 2006 году на территории города было совершено 8703 кражи автомобилей. В первом полугодии текущего года – 4223 угона. Статистика показывает, что количество угонов явно не уменьшается.
«Этому способствует ряд причин: мошенничество со стороны автовладельцев – оформление полиса ОСАГО задним числом после ДТП, подмена виновника ДТП, страхование и возмещение ущерба сразу в нескольких страховых компаниях. Согласно статистике Всероссийского союза страховщиков, на рынке страхования в России мошенникам удается получить до 20% от общего числа страховых выплат и 80% страховых мошенничеств приходится на автострахование. Но едва ли не самая крупная доля выплат в автостраховании приходится на возмещение убытков в случае угонов и хищения машин, – рассказал руководитель отдела безопасности и мониторинга ГК «АРКАН» Алексей Краснощеков. – При этом угонщики активно пользуются ситуацией, связанной с появлением все большего количества автомобилей, халатностью автовладельцев по отношению к своему имуществу, тарифным демпингом страховщиков». В 2006 году  ГК «АРКАН» зафиксировала 90 попыток угона автомобилей своих клиентов,  в первом полугодии 2007 года – 46.
Среди них были и «удачные», но их немного, поскольку на автомобили премиум-класса (а популярны среди угонщиков джипы японских производителей, практически все модели Audi, Honda Accord, Mazda, Volkswagen Passat, небезызвестный Porsche Cayenne) покушаются только профессионалы, которые имеют специальные системы для считывания информации. Такие угоны специалисты компании связывают  не только с технической «образованностью» угонщиков, но и с невыполнением правил пользователя системы, а также  с мошенничеством и сговором. «Нам часто приходится сталкиваться с организованной преступностью, с криминальными сообществами, – комментирует директор по развитию Северо-Западного филиала ГК «АРКАН» Юрий Лобанов. – Есть проблема – увеличение числа угонов и невозможность  бороться с ростом технологического преимущества угонщиков, которые работают в команде: один отключает GSM, другой открывает замок, третий считывает метку, а четвертый угоняет машину, а есть еще члены команды, которые разбирают автомобиль на составные части в специальных отстойниках, год ждут, потом собирают, навинчивают номера и продают…»
Заместитель директора СЗРЦ ОСАО «РЕСО-Гарантия» Денис Панов не соглашается с экспертом, заверяя в существовании случаев, не связанных с подготовленным угоном. Он считает, чтобы доказать факт мошенничества, нужно после угона автомобиль найти и показать факт его подготовки к угону. «Ведь бывают ситуации, когда ребенок решил покататься на папиной машине, пока родители отдыхают на даче, – продолжил Денис Панов. – Машина «снялась». Папа вернулся с дачи, видит, что авто пропало, заявляет об угоне. При этом ребенок по мобильной связи недоступен. Он испугался и бросил машину где-нибудь в лесу. Так какой же это сговор? Поэтому я бы не стал говорить, что все акты угона – это мошенничество». Эксперт также упомянул о такой проблеме, как сговор клиентов с работниками автосалонов, где происходит большое количество сговоров: перепрограммируют ключи, делают дубликаты и т. д. Естественно, если противоугонная система ставится сотрудниками салона, а не операторами охранных систем, им очень выгодно совершать подобные вещи. Ведь за Land Cruiser 100 угонщик получит около 30% от стоимости автомобиля.

Пользуясь опытом

Совокупные потери страховых компаний России на угонах и хищениях составляют 1,5 млрд руб. в год. Первой на себе почувствовала эти финансовые потери СК «Ингосстрах», так как доля компании в этих убытках была велика. Тогда-то и начались поиски путей решения столь серьезной проблемы. «Мы посмотрели, как эта проблема решается в других странах, – делится опытом председатель профессиональной Ассоциации противодействия угонам транспортных средств и по совместительству представитель СК «Ингосстрах» Владимир Крючков. – Опыт был необходим, так как автострахование в России – рынок молодой». В результате исследований были выявлены так называемые итальянская, английская и бразильская модели. Так, итальянская была направлена на поиски угнанного автомобиля, а не на его защиту и противодействие. Другая ситуация сложилась в Англии, где самые высокие требования по защите машин от угонов. Это связано с тем, что в 1990-х годах страна стала первой в мире по количеству совершенных автохищений. В результате проблема была поднята на государственном уровне, так как угнанные автомобили обходятся налогоплательщикам в 1 млн 200 тыс. фунтов стерлингов. А такое правительство, которое разбазаривает деньги своих граждан и не принимает никаких мер по защите автомобилей, недостойно того, чтобы руководить страной. Следствием вмешательства властей стало ужесточение законодательства, создание союза страховщиков, на базе которого был учрежден исследовательский центр, изучающий вопрос снижения убыточности страхования. Там и были разработаны критерии такой защиты. Прежде всего, страховщики предъявили их автопроизводителям. Вследствие чего любой автомобиль, который продается в Великобритании, оценивается согласно этим критериям по определенной шкале и получает некий рейтинг защиты. И покупатель может увидеть, рисковый авто или не рисковый, и сделать соответствующий выбор. Таким образом, английские страховщики повлияли и влияют до сих пор на продажи автомобилей на рынке. Ведь автопроизводители прислушиваются к мнению страховщиков. Потому что человек при покупке считает, сколько он потратит денег не только на автомобиль, но и на страховку, и сколько авто ему обойдется при эксплуатации. И цена страхования достаточно велика в этой совокупности.
Но на этом работа исследовательского центра не закончилась. Оказалось, что с производством машин работать долго и сложно: конструкторские разработки многих моделей заканчиваются за два года до того, как она поступит в продажу. Поэтому все установленные стандартные системы защиты могут уже просто устареть в силу развития рынка и появления новых технических решений. И здесь началась работа с операторами противоугонных систем. Таким образом, автомобиль получил защиту одновременно на нескольких уровнях, что позволило Англии снизить статистику угонов в несколько раз.

Консолидация сил

Что касается России, то здесь также необходимо выработать модель, функционирование которой позволило бы значительно уменьшить число угоняемых авто. К такому мнению пришли все участники «круглого стола». По словам Владимира Крючкова, нужно создать несколько уровней защиты объекта. В этом могла бы содействовать Ассоциация противодействия угонам транспортных средств. Первый посыл ее сводится к тому, чтобы сделать криминальный бизнес более дорогостоящим. Второй посыл, который обозначил председатель Ассоциации, заключается в том, чтобы сделать для потребителя максимально выгодной установку противоугонных систем. «Для решения этого вопроса мы разработали методику оценки эффективности различных устройств, представленных на российском рынке, созданную по аналогии с английской. Таким образом, определятся наиболее рисковые модели, владельцам которых будет предложено застраховать их, но получить за страховку скидку, на которую он сможет установить систему безопасности. Только тогда мы можем с уверенностью рекомендовать клиентам системы». Также страховщики могут использовать технологии мониторинга для снижения рисков по авариям, а, следовательно, и ущербу: при наличии соответствующего оборудования можно видеть, каким образом водитель эксплуатирует свой автомобиль. Ведущий российский оператор услуг безопасности группа компаний «АРКАН» как раз занимается разработкой и производством систем, которые позволяют отслеживать модель поведения автовладельца, скорость движения, стандартные маршруты следования, частоту использования автомобиля и т. п. Такая информация может быть использована для создания гибкой системы тарифов страхования.
 Если человек ездит аккуратно, не нарушая правила, использует автомобиль в определенные промежутки времени, например только по выходным, ему страховка обойдется дешевле. При этом Владимир Крючков отметил, что только противоугонные системы – не панацея от угонов. Ведь самих средств не так уж и много, есть некий набор определенных технологий, ноу-хау, по которым работают операторы, и из них нужно смоделировать оригинальные комплекты, которые мы могли бы рекомендовать своим клиентам.
В целом, в рамках Ассоциации возможно создание площадки для обмена информацией со стороны страховщиков, операторов, правоохранительных органов, законотворческих сил. В результате могла бы быть сформирована единая общая база данных, которая позволила бы бороться с мошенниками.
По словам Дениса Панова, действия всех заинтересованных сторон должны быть направлены на выработку системы мероприятий, обеспечивающих противодействие на всех этапах угона. «Проблема не в том, что страховщики предъявляют низкие требования для страхования, просто все мы занимаемся бизнесом, и чем больше мы страхуем, тем больше прибыль, – отметил Денис Панов. – Если одновременно мы скажем своим страхователям, что автомобиль не страхуется ни при каких условиях, это будет хорошо, а когда один страховщик требует наличие противоугонных систем, а другой принимает авто на страхование при их отсутствии, то от этого хорошо только угонщикам. Было бы здорово, если бы Ассоциация сумела сделать так, чтобы страховщики работали по единым требованиям с определенной периодичностью их корректировки».   
«Действительно, угон – это бизнес, угонщики работают по одной технологической цепочке, которую нам только совместными усилиями можно разрушить, предотвратить те этапы, из которых складывается угон как таковой. Поодиночке ни у операторов, ни у страховщиков ничего не получится», – согласился директор Санкт-Петербургского филиала «РК-Гарант» Евгений Константинов.
Все эти проблемы, уверены эксперты, можно решить только путем консолидации усилий всех заинтересованных в противодействии угонам сторон, создав команду единомышленников и разработав эффективные алгоритмы противодействия на каждом этапе подготовки к угону, а также взаимодействия с правоохранительными органами.

Содержание выпуска № 9 (19) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России