Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Дедка за репку, бабка за дедку

Дедка за репку, бабка за дедку
Одним из основных каналов продаж страховых полисов во многих странах являются банки. Менталитет потребителя финансовой услуги очень прост: пришел в одно место и купил все, что тебе нужно. Идея финансового супермаркета не чужда и российским финансистам. Витает она на рынке уже лет десять, однако в чистом виде масштабно так и не реализовалась.

Связано это, прежде всего, с тем, что уровень страховой культуры в нашей стране таков, что мало кто по собственному желанию идет покупать страховку. В связи с этим банкам особо невыгодно перестраивать свои информационные системы и бизнес-процессы и добавлять в них опции страхования, а также держать дополнительных сотрудников, разбирающихся в тонкостях страхования.
Нельзя, конечно, сказать, что продажи страховых продуктов через банки отсутствуют. Например, автор статьи как-то раз открывал карточку Visa gold в одном крупном банке. Карта уже была выпущена, и оставалось только забрать ее из кассы. Однако выдача карты производилась только после оплаты годового полиса выезжающих за рубеж, который находился у кассира. Несмотря на то что его стоимость была значительно ниже рыночной, неприятный осадок все равно остался, поскольку страховку фактически навязали. В основном сейчас в банках можно приобрести коробочные страховые продукты, например, ОСАГО или страхование дач или квартир на фиксированные, как правило, не очень большие суммы.

Репка

Несмотря на достаточно скромные успехи в области кросс-продаж в классическом варианте, совместная деятельность банков и страховщиков дает прекрасные результаты и имеет отличные перспективы роста. Симбиоз страховщиков и банков в нашей стране оказался напрямую завязан на бум потребительского кредитования. Ведь при выдаче кредитов банки практически всегда выдвигают требование о страховании.
Оценить масштабы сотрудничества банков и страховщиков взялось рейтинговое агентство «Эксперт РА». Оно провело исследование основных сегментов страхового рынка, развивающихся через канал банкострахования: ипотечное страхование, автокаско при автокредитовании и страхование жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании. Целью исследования являлась оценка объемов этих сегментов в 2005-м и 2006 году, прогноз до 2011 года, а также оценка среднерыночной структуры страховой премии, полученной через канал банкострахования, по отдельным видам страхования.
На самом деле понятно, что объем страховых взносов напрямую зависит от объема выдаваемых кредитов и способности страховщика использовать в своих интересах банк. По оценке «Эксперт РА», общая величина взносов страховых компаний, связанных с банковским кредитованием, в 2006 году вплотную приблизилась к $1 млрд.

Дедка

Естественно, хитом продаж является автострахование. Программы автокредитования «без страховки» предлагает очень ограниченное число банков, большинство же идут традиционным путем и считают, что залог должен быть защищен. В итоге объем взносов по автокаско в 2006 году составил 16,3 млрд руб., а к 2011 году, по прогнозу «Эксперт РА», может достигнуть 68,5 млрд руб. В автопортфеле крупных страховщиков доля кредитных страховок становится все более и более существенной.
Так, по словам директора департамента комплексного страхования «Ингосстраха» Виталия Княгиничева, рост объемов поступлений по автострахованию во многом был связан в компании с кредитными программами, а доля кредитных договоров автострахования в портфеле составляет 30%. Интересным является и тот факт, что кредитные договоры автострахования оказались более убыточными, чем добровольные. Этот феномен может объясняться тем, что автолюбители, которых фактически вынудили купить страховку при автокредите, стараются
«отыграться по полной» и заявляют даже малейшие царапины. В то время как «добровольцы» по пустякам в компанию не обращаются, чтобы на следующий год получить скидку за безубыточность.
Прогнозы аналитиков по объему продаж новых машин вселяют оптимизм, как в банкиров, так и в страховщиков. По итогам I полугодия 2007 года объем продаж иномарок вырос на 70%, и, судя по всему, рынок еще далек от насыщения. Так что в ближайшей перспективе банки и страховщики не останутся без клиентов.

Бабка

Страхование жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании пока находится на втором месте. По оценке «Эксперт РА», взносы по нему за 2006 год составили порядка 4 млрд руб. и будут расти примерно на 40% ежегодно в 2007-2008 годах, а потом замедлятся. Отметим, что страхование жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании характерно в первую очередь для тех банков, которые имеют собственные дочерние компании. Так, безусловным лидером рынка является дочерняя компания банка «Русский Стандарт» – компания «Русский Стандарт Страхование». Пока игроков на страховом рынке, которые смогли бы составить ей достойную конкуренцию, незаметно. По итогам 2006 года, содружество с банком позволило выйти страховщику на второе место по сборам среди всех российских компаний по страхованию жизни.

Внучка

Однако самыми впечатляющими темпами, по оценке «Эксперт РА», растет ипотечное страхование. «За последние два года объемы взносов, собираемых страховыми компаниями по ипотечному страхованию, достигли рекордных значений, – отмечает руководитель направления рейтингов страховых компаний «Эксперта РА» Алексей Янин. – Уже сейчас этот сегмент становится локомотивом роста не только банкострахования, но и всего российского страхового рынка». Объем взносов, собранных по ипотечному страхованию в 2006 году, составил 1,7 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2005 годом почти в 3,5 раза. В 2011 году значение этого показателя может превысить 10,8 млрд руб.
Опрос страховщиков, проведенный ПРАЙМ-ТАСС по итогам I полугодия, в принципе подтверждает ожидания «Эксперт РА», хотя темпы роста ипотечного страхования они оценивают несколько ниже. Так, исполнительный вице-президент «Ренессанс страхование» Сергей Ковальчук, комментируя итоги I полугодия, отметил, что «локомотивами роста на сегодняшний момент мы считаем направления, связанные с потребительским кредитованием. Пока по премиям лидирует автокаско, но уже в ближайшее время в роли «локомотива» его может сменить ипотека. Темпы роста ипотечного кредитования составляют порядка 50% в год. По темпам роста ипотека опережает автокредитование, которое в течение длительного времени оставалось лидером этого сегмента. Причем, если ранее эта тенденция преобладала в столице, то теперь она добралась и до регионов».
ПРАЙМ-ТАСС

Содержание выпуска № 9 (19) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России