Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Кадровый голод и блюда из вузов

Кадровый голод и блюда из вузов
Ежегодно российский страховой рынок растет на треть (в 2006 году его объем достиг 36,6 млрд). Для обеспечения столь заметного прироста страховщикам пришлось задействовать весь кадровый потенциал. Нужны специалисты, которые смогут управлять страховым бизнесом, эксперты по оценке и управлению рисками.

С утверждением, что в страховом бизнесе существует дефицит кадров – как на уровне топ-менеджмента, так и на уровне продавцов, – участники рынка не спорят. Хотя и не видят большой угрозы для развития рынка именно в этом вопросе.
Тем не менее две проблемы являются наиболее важными и требуют первоочередного решения.
В общероссийском классификаторе профессий нет такой специальности – «страховщик». Что, безусловно, влечет за собой законодательные проволочки, недостатки и пр. и значительно тормозит развитие страхового рынка в целом.
Вторая проблема связана с недостатком профессионалов, что также пока приводит к снижению эффективности страхового бизнеса.
Именно поэтому участник «круглого стола» заместитель председателя Комиссии по культуре ЗакСа Владимир Дмитриев предложил обратиться с инициативой в Госдуму представителям страховой сферы по поводу внесения изменений в закон о высшем образовании.

«Страховщик»-призрак

Заместитель директора Института страхования Игорь Фомин – он же и заместитель заведующего кафедрой страхования СПб ГУ – в первую очередь отмечает: «Профессия «страхование» отсутствует как таковая, ее отменили два года назад. Соответственно и специализации такой у нас нет. В дипломе никакой финансовый вуз не имеет права указывать данную специализацию, разве что специальность «финансы и кредит».
Но как только мы, в нарушение всяких правил, стали ставить специализацию и к нам стали сознательно поступать студенты, ситуация совершенно изменилась.
Наши студенты оказались самыми успевающими на всем факультете, о чем с удивлением говорит наш декан. Они адекватные, знают, куда пойдут работать. Как правило, это дети родителей, которые работают в страховании и понимают, что за страхованием – будущее».
Российский страховой рынок становится все более цивилизованным, это очевидно. Но законодательство за ним не поспевает. И проблемы с ОСАГО, как и многие другие, – это скорее вина не страховщиков, а несбалансированного страхового законодательства, что подчеркнул и сам представитель законо-творцев  Владимир Дмитриев: «Ниша есть, люди работают, структура создана, а в перечне профессий, предлагаемых для обучения, таковой нет! Этот нонсенс надо исправить».

Чем завлечь студента

В одной питерской страховой компании проблемы дефицита страховых кадров нет вообще, поскольку ее возглавляет профессор Светлана Янова: «Кадрового голода сейчас мы не испытываем – наверное, потому что я, будучи заведующей и преподавателем кафедры СПб ГУЭФ, и поставляю в нашу компанию лучшие кадры».
Однако питерские компании и «федералы», имеющие в Петербурге филиалы и представительства, ищут финансово подкованных людей, масштабно мыслящих, способных генерировать глобальные идеи, самостоятельно организовать что-либо «от и до». И сейчас в Санкт-Петербурге страховщики начали понимать, что таких специалистов и не хватает.
Несмотря на то что такой профессии в соответствующем перечне в России не существует, специалистов-страховщиков готовят уже многие вузы страны. Профессор Светлана Янова, делится проблемами своей кафедры в ФинЭке: «В середине 1990-х, вплоть до 1999 года, ребята очень охотно шли на эту специализацию. Были большие наборы и интересные варианты трудоустройства.
Потом пошла обратная информация о том, что в страховании все плохо, что наши страховщики неконкурентоспособны. И с 1999 года нам не удавалось набрать больших групп по страхованию. В последний год тенденция изменилась, и мы впервые опять превысили количество в 20 человек – усилиями самих преподавателей кафедры, личными усилиями: ходили, уговаривали, показывали». Однако абитуриенты или студенты, прошедшие практику в  страховых компаниях, быстро разочаровываются, видя, что им предстоит поначалу работать наравне с бывшими учителями, физиками, электриками, решившими поменять профессию и стать страховыми агентами. Зачем тогда учиться 5 лет?
К тому же имидж банков настолько высок в сравнении со страховым бизнесом, что и в образовании страхование проигрывает всем другим отраслям финансового бизнеса. При распределении по специализациям на втором курсе самые одаренные ребята идут на другие профессии.
Почему? Ведь объективно страхование ничем не проигрывает другим финансовым сферам. Может быть, в СМИ нужно уделять больше внимания именно позитивному образу страхования?» – ищет выход г-жа Янова.

У нас все есть

Директор Санкт-Петербургского филиала Первой страховой компании Валентин Смышляев отмечает: «Вся глобальная работа филиалов страховых компаний, как и банков, по управлению финансами, связанная с применением всех знаний – актуарных, инвестиционных, аналитических, оценки рисков, – производится в Москве. Питерскому или любому другому филиалу Москва посчитала все тарифы, все риски, дала разработанные, готовые правила, ответила на все юридические вопросы, –
таким образом, отпадает сама потребность в качественном специалисте в регионе.
С другой стороны, удовлетворить амбиции обладателя диплома ФинЭка, СПб ГУ я как руководитель питерского филиала не могу. А ведь он хочет, чтобы ему дали хорошую должность, чрезмерно большую зарплату и позволили заниматься тем, чего у меня в компании нет».
Об агентах состоялся особый разговор, поскольку именно они, в первую очередь, представляют потенциальному клиенту компанию.
Валентин Смышляев считает, что делать из агентов высококвалифицированных специалистов нет необходимости, поскольку в продажах ему свои знания просто не применить.
С этим утверждением спорит Светлана Янова: «Чтобы хорошо продавать, агенты должны знать свой продукт. И зная его, они могут так упаковать этот продукт, как не смогли бы преподнести, не зная всего о нем. Это высший пилотаж».
Игорь Фомин говорит, что проблема квалификации агентов остра не только в нашей стране, но и на Западе: «Именно поэтому на Западе уже придумали, как  с этим бороться, – через лицензирование и сертифицирование агентской деятельности. Но у нас ничего этого пока нет».

Ох, что будет

Игорь Фомин отмечает такой обидный факт: «Актуарий – это страховой математик, в западной страховой компании – это второй человек после генерального директора. У нас же с актуариями пока ситуация непонятная. По закону, с 1 июля 2007 года актуарии должны были получать соответствующий сертификат, но Минфин пустил это дело на самотек. В результате среди подготовленных нами за последние годы специалистов около 15 актуариев. Однако они получили этот сертификат в Великобритании. Мы ими гордимся, но сертификат у них все же западный…». А в большинстве компаний актуариями сейчас работают обычные математики.
Среди других тенденций – увеличение набора иногородних студентов.
Также волнует грядущая демографическая яма, когда число выпускников школ будет меньше, чем число бюджетных мест в вузе. Это означает вообще отсутствие конкурса абитуриентов, что повлечет за собой снижение качества  подготовки студентов.
Профессор Янова обращает внимание на  реальную нерадостную перспективу: «Звезды» на каждом курсе есть, и всегда были, и всегда будут. А вот среднего уровня студенты – усидчивые, с нормальной головой, которые не смогут генерировать идеи, но спокойно, нормально будут делать свое дело, – их количество резко сокращается. Причем, во всем мире, не только у нас. А в России нам в последнее время и не хватает того самого «среднего класса», который изначально состоит из таких студентов. Вот где дефицит есть и будет».
Не в восторге Игорь Фомин и от деления высшего образования, в частности страхового, на ступени бакалавриат/магистрат: «Говорить «бакалавр-страховщик» как-то даже смешно». «Здесь я с вами солидарен, – отвечает  Владимир Дмитриев. – Мои тайные надежды: новое правительство уберет наконец-то те путы, те глупости, которые опять навязывают нашей стране. Почему на Западе учат нас, как нам учить? У нас была выстроена лучшая в мире система образования, и ее сейчас пытаются убить. Против этого нам надо вместе выступать».

Судьба практиканта

Валентин Смышляев очень доволен практикантами питерских вузов: «У нас есть возможность на них посмотреть, выбрать тех, кто нам нравится. При этом нет необходимости оплачивать их работу. Они очень стараются, потому что хотят себя зарекомендовать и укрепиться в компании. И надо честно признаться – это очень хорошая бесплатная рабочая сила».
Но  и после прохождения практики, и после окончания вуза руководитель филиала Первой страховой компании отмечает двоякую ситуацию со студентами: «Нередко руководители берут выпускника, убеждаются за месяц, что он компанию не устраивает, и… не увольняют! К нему как-то привыкают, приспосабливаются, переводят с места на место, но не увольняют. Поэтому хорошим специалистам нелегко трудо-устроиться. С другой стороны, в страховом колледже, например, компании пытаются курировать студентов, выбирают лучших, приглашают на практику. Но по прошествии двух лет студенты приходят в ту компанию, где им платили стипендию, хвалили, брали на практику, где они с удовольствием работали, и слышат: «Вы нам не нужны, мы в вас не заинтересованы». А это ведь лучшие ребята, с хорошими оценками…»

Пере-пере-пере

Игорь Фомин предлагает активнее приглашать сотрудников страховых компаний к получению второго высшего образования по страхованию, проходить курсы переквалификации или переподготовки кадров. А руководителей страховых компаний – хотя бы частично оплачивать обучение своих специалистов. Тем самым не только повышая их профессионализм, но и лояльность к своей страховой компании.
Само существование проблемы кадрового дефицита в страховании радует профессора Янову: «Если небольшая проблема будет иметь место – это только хорошо. Это значит – будет потребность в специалистах, в чем я заинтересована как заведующая кафедрой. Нас может волновать только перепроизводство кадров».

Shadursky Promotion

Содержание выпуска № 9 (19) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России