Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Жажда зрелищ

Жажда зрелищ
Новый год – это народный праздник, а народу после круглогодичных серых будней как воздух нужна широкая программа культурно— (и не очень) массовых мероприятий. Организация массовых мероприятий всегда была сопряжена с риском, а принимая во внимание национальные особенности российских народных гуляний, риск их проведения ощутимо увеличивается.

Пока гром не грянет – мужик не перекрестится. До печально известных событий в культурном центре на Дубровке в России практически отсутствовало страхование крупных культурных мероприятий. Трагические события в корне изменили ситуацию. Организаторы культурно-массовых мероприятий стали больше внимания уделять гарантиям безопасности, но к таким гарантиям в любом цивилизованном обществе относятся не только металлоискатели на входе и штат плечистых охранников, но, прежде всего, страхование от возможных неприятностей и рисков.
Список таких рисков неограничен: от порчи имущества и причинения вреда жизни и здоровью посетителей до неявки ключевого действующего лица, сокращения состава участников и, конечно, отмены самой акции. Несмотря на то что многие страховые компании вот уже несколько лет активно осваивают данный вид страхования, существует целый ряд проблем его развития.

За нас ответишь!

Одна из проблем – нежелание самих организаторов страховать проведение мероприятий такого рода. Достаточно вспомнить, что мюзикл «Норд-Ост» не имел страховки. Когда два-три года назад страховые компании Петербурга предлагали театрам заключить страховой договор, то, к примеру, директор Петербургского Театра комедии имени H. Акимова Лилия Семенова заметила, что необходимости в страховании театральных зрителей нет. По ее словам, «зритель, получив билет со страховкой, задумается и усомнится в безопасности мероприятия и еще подумает, идти или нет». Но тогда почему страховой компании «Класс» удалось застраховать участников фестиваля «Петербургский театральный сезон в Праге» на сумму 3,6 млн евро, который проходил в Чехии с 5 по 9 ноября? В этой связи стоит отметить, что именно иностранные организаторы стали первыми прививать в России привычку страхования культурных мероприятий, ведь за рубежом пункт, оговаривающий условия страховки, является неотъемлемой частью договора на проведение мероприятий такого рода.
И все же спрос на страхование этого вида деятельности неуклонно растет. В настоящее время страховые фирмы, прежде всего, предлагают услуги страхования гражданской ответственности устроителей культурно-массовых мероприятий.
Страховым случаем по данному страховому продукту считается причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших лиц при проведении массовых мероприятий. Примерами страховых случаев может служить причинение вреда, возникшее в результате неисправности оборудования, ошибок, допущенных участниками мероприятий, возникновение давки, обрушения временных конструкций и так далее.
Возьмем для примера среднеуральскую дирекцию  компании «РОСНО», которая недавно застраховала ответственность центра содействия культуре Новосибирска за вред, причиненный третьим лицам при проведении Дня города. Страховая сумма по договору − 10 млн руб. Договор страхования покрывает риски непреднамеренной небрежности при подготовке, проведении и организации массового мероприятия, недостатков материалов и  используемого оборудования, а также ответственность страхователя при эксплуатации и техническом обслуживании зданий, сооружений и территорий.
Страховые взносы по таким договорам, как правило, составляют в среднем около 1% от общего бюджета мероприятия.  Например, в том же «РОСНО» размер страховых тарифов составляет  0,1-1% от размера страховой суммы. Вообще же размер страховой премии зависит от целого ряда параметров и в первую очередь − от характера мероприятия. Дороже всего обходится страхование рискованных технических и спортивных шоу.

Волков – бояться!

Не стоит забывать, что устроители культурно-массовых мероприятий также несут ответственность за жизнь и здоровье своих посетителей. Представьте многотысячный концерт какой-нибудь известной рок-группы, футбольную дуэль непримиримых соперников или фестиваль мотогонок под отрытым небом. Риски могут быть самые непредсказуемые. Попадание  шайбой в голову, например. И все же речь идет не о таких обидных недоразумениях, а о серьезных случаях угрозы жизни и здоровью большого числа людей. Пиротехнические эффекты, приведшие к возгоранию, обвал огромных сценических конструкций, неграмотная организация – вот лишь некоторые из рисков, наступление которых может привести к серьезным последствиям.
Возвращаясь к страхованию имущества устроителей, отметим, что головной болью организаторов очень часто становится не отказ оборудования или еще какая-нибудь техническая проблема, а варварское поведение самих участников культурно-массовых мероприятий. В таком случае сложно определить, на кого ложится ответственность. Некоторые страховщики отказываются платить по таким случаям, другие же, напротив, готовы нести полную ответственность, но при условии, что хулиганские действия будут доказаны в суде. Конечно же, безопасность имущества находится в руках самих организаторов: они должны обеспечить надежную охрану всех участников мероприятия. Так или иначе, все спорные моменты решаются только в судебном порядке.

Мы к вам приехали на час

Одним из самых дорогих видов страхования в этой области – страхование многотысячных концертов знаменитостей. Помимо всех прочих рисков, сопутствующих таким событиям, отмена мероприятия влечет за собой самые крупные финансовые потери, а также наносит сильный удар по репутации организатора. Дело в том, что, как правило, 25% арендной платы помещения для проведения концерта выплачивается почти за год до даты проведения концерта. Российские организаторы порой просто не могут себе позволить заплатить страховые премии по договорам страхования, включающим риски от срыва мероприятия в результате болезни артиста, погодных условий и в прочих непредвиденных случаях. По таким договорам страховые премии могут достигать 10% от бюджета мероприятия.
Иначе дело обстоит с западными звездами – страхование их концертов от срывов доведено до автоматизма. Опять-таки в связи с событиями в театре на Дубровке было отменено выступление Даррена Хейза, назначенное на 28 октября 2002 года. Компании «Ингосстрах» пришлось выплатить 2,85 млн руб. Международному концертному агентству. И все же страхование концертов больших звезд, в том числе и от срывов, как уже отмечалось, очень дорогая услуга, бесспорно оставляющая страховую компанию в выигрыше. В этом отношении вспомним проект петербургского филиала Страхового дома ВСК по страхованию стразу четырех концертов, прошедших в Санкт-Петербурге минувшим летом, − известных своей скандальной репутацией Оззи Осборна и «Роллинг Стоунз», а также Элтона Джона и группы «Аэросмит». Общее число зрителей четырех концертов превысило 120 тыс. человек.  

На пути у террора

В последнее время развернулись бурные дебаты по вопросу обязательного страхования террористических рисков. Руководитель Департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин решительно настроен внести предложение о переводе  данного вида риска в категорию рисков, подлежащих обязательному страхованию. Пока остается неясным, будут ли обязывать страховать террористические риски устроителей культурно-массовых мероприятий или в первую очередь речь идет о страховании ответственности перевозчиков и эксплуатантов опасных производственных объектов. Также пока остается загадкой, как решить проблему тарификации по данному страховому риску.
Безусловно, страхование культурно-массовых мероприятий от террористических рисков более чем актуально, тем более что спрос на этот вид страхования есть. Но пока данный рынок услуг для всех страховщиков практически закрыт: все иски, связанные с компенсацией ущерба, возникшего в результате террористического акта, как правило, предъявляются государству.
Невзирая на тот факт, что, по сути, многостороннее страхование культурно-массовых мероприятий только-только набирает обороты, потенциал развития этой сферы страхования не вызывает сомнений. Зачастую среди организаторов культурно-массовых мероприятий оказываются клиенты страховых компаний, с которыми они успешно работают по другим видам страхования. Именно с этими предприятиями и следует начинать работу по внедрению нового страхового продукта. Пока развитие этого направления тормозится отсутствием достаточно надежной статистики  по нанесению ущерба имуществу и здоровью третьих лиц, также необходима  выработка конкретного подхода при расчете тарифов. Возможно, в скором будущем появится Федеральный закон «Об обязательном страховании участников и зрителей массовых мероприятий». На местном уровне закон такого рода был принят Московской городской думой. Хочется верить, что в преддверии сочинской олимпиады ситуация на рынке страхования культурно-массовых мероприятий начнет претерпевать кардинальные изменения.

Содержание выпуска № 11 (21) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России