Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Легче легкого

Легче легкого
«Шары вели себя странно; один вращался, поднимаясь и опускаясь по туго закрученной спирали; другой подергивался, раскачивая корзину, и было видно, как экипаж судорожно цепляется за пляшущие борта». Это цитата из фантастического романа. А в действительности, так ли уж безопасны шоу воздушных шаров?

Первым человеком, который нашел реальный способ воздухоплавания и впервые применил его на практике, оказался португальский священник  Лоренцо Гузмао. В 1709 году ему удалось создать летательный аппарат, который при испытаниях оторвался от земли на четыре метра. 5 июня 1783 года жители маленького французского городка Аннона стали свидетелями того, как в воздух поднялся первый воздушный шар, наполненный горячим воздухом. Авторами этого изобретения были братья Монгольфье, в честь которых и были названы эти аэростаты, − монгольфьеры. Не прошло и трех месяцев, как физику Жаку Шарлю удалось создать свой летательный аппарат, шарльер, где в качестве подъемной силы был впервые использован водород. 27 августа 1783 года в Париже в присутствии 300 тыс. зрителей воздушный шар Шарля взмыл в небо и вскоре стал невидимым. Впервые человек смог оторваться от земли 21 ноября 1783 года на борту нового монгольфьера, специально сконструированного для полета человека.
 

Первые экстремалы

Вскоре полеты на аэростатах стали своеобразным зрелищем; эту роль они выполняют и по сей день. Полеты на тепловых аэростатах неописуемо красивы и романтичны. Неудивительно, что экскурсии на воздушных шарах получили такое широкое распространение в качестве одного из видов туристических мероприятий.
Несмотря на то что полеты на аэростатах являются относительно безопасным видом передвижения по воздуху, с воздухоплаванием все же сопряжены некоторые риски, например, столкновения в воздухе с другими воздушными судами и высоковольтными линиями электропередач, удары о различные объекты при приземлении, выход из строя оборудования и высокая скорость приземления. Все это может привести к травмам различной тяжести − от ушибов, растяжений и ожогов до вывихов, переломов и в самом худшем случае –  к смертельным исходам.     
Первой жертвой воздухоплавания стал французский физик Пилатр де Розье и его помощник Ромен. Предприняв героическую попытку перелететь через Ламанш, 15 июня 1785 года оба воздухоплавателя погибли вследствие пожара, вспыхнувшего на борту воздушного шара.
Самая крупная катастрофа воздушных шаров случилась 13 августа 1989 года. На высоте 600 м столкнулись два воздушных шара, предназначенных для экскурсионных полетов над Элис Спринте (Австралия). Корзина одного из шаров повредила ткань другого, и тот рухнул на землю. Пилот и 12 пассажиров погибли на месте.

Без руля и ветрил

Западные страховые компании не обошли вниманием столь популярное среди туристов развлечение, как воздушные прогулки на аэростатах. В целом, данный вид страхования стал бурно развиваться в Европе и США в конце 1980-х годов в рамках страхования экстремальных видов спорта и туристической деятельности. Разумеется, уровень риска, сопряженного с воздухоплаванием, не идет в сравнение со сноубордом или скалолазанием, но средняя высота полета все же составляет от 200 до 600 м, шар летит со скоростью ветра, а пилот может управлять перемещением только в двух направлениях – вверх и вниз. Поэтому на сегодняшний день для туристов, любящих развлечения «покрепче», практически каждое страховое агентство, предоставляющее услуги по страхованию туристических поездок, предлагает дополнительные услуги, которые могут быть включены в стандартный полис, покрывающий туристические риски.
Однако, как правило, страхование полетов на воздушных шарах относится к страхованию экстремальных видов спорта. В идеале объем страховой защиты частных лиц включает страхование от несчастных случаев, страхование гражданской ответственности, а также возмещение убытков, связанных с временной нетрудоспособностью.
Особого внимания заслуживает страхование деятельности специальных клубов, которые занимаются организацией и проведением туристических экскурсий на воздушных шарах.
До недавнего времени в США остро стояла проблема страхования этого вида туристических мероприятий. Многие воздухоплаватели оказались без лицензии, а страховые фирмы поспешно свернули свою деятельность в данном сегменте рынка. Кризисная ситуация сложилась вследствие двух факторов: первый − событие 11 сентября 2001 года; второй − высокие страховые требования, предъявляемые государственными органами. Особенно пострадали воздухоплаватели в Калифорнии, которая считается центром этого вида туристической деятельности. Затянувшийся диалог между калифорнийской ассоциацией воздухоплавателей и комиссией по вопросам деятельности коммунальных служб, которая устанавливает правила страхования полетов на тепловых аэростатах, привел к тому, что многих калифорнийских воздухоплавателей лишили лицензии. После 11 сентября  услуги страхования воздушных шаров в США предлагала единственная страховая фирма − агентство IMC. Максимальный размер страхового покрытия, которое предлагает агентство IMC, ограничивается $1 млн, что не достигало даже минимальных норм страхования гражданской ответственности воздухоплавателей, принятых в Калифорнии. Кроме того, IMC продает страховку фирмам, владеющим только одним воздушным шаром, притом что в Калифорнии функционирует свыше 50 фирм, осуществляющих платные полеты на воздушных шарах с числом посадочных мест от 6 до 16. Ситуация несколько улучшилась после того, как комиссия все же пошла навстречу калифорнийским воздухоплавателям и снизила минимальный размер страхового покрытия до $1 млн.

А наши что?

Богатая история российского воздухоплавания началась с удачной попытки Леонарда Эйлера создать в 1783 году первый в России монгольфьер. Вскоре после этого Екатерина II подписала указ, который гласил: «В предупреждение пожарных случаев и иных несчастных приключений, произойти могущих от новоизобретенных воздушных шаров, наполненных горючим воздухом или жаровнями со всякими горячими составами, повелеваем учинить запрещение, чтобы от 1 марта до 1 декабря никто не дерзал пускать на воздух таковых шаров под страхом заплаты пени по 20 рублей». Так, можно сказать, было положено начало страхованию полетов на воздушных шарах в России.
В настоящее время осуществление деятельности воздухоплавателей регулируется Воздушным кодексом РФ. Совсем недавно, 14 ноября 2007 года, Госдума приняла поправки к статье 133 ВК, касающиеся страховой защиты авиапассажиров. Согласно принятым поправкам, авиаперевозчик обязан выплачивать компенсацию как за гибель пассажира, так и за причинение вреда его здоровью. В обоих случаях страховая сумма, предусмотренная договором страхования жизни и здоровья пассажира, не должна быть менее 2 млн руб. (до принятия поправки эта сумма составляла 100 тыс. руб).
Таким образом, страховым фирмам, предлагающим услуги по страхованию полетов на воздушных шарах, самое время задуматься об увеличении минимальных размеров страхового покрытия, тем более что этот вид туризма и спорта получил в России бурное развитие, и прошедший в июле текущего года в Дмитрове XI чемпионат мира по воздухоплаванию – лучшее тому подтверждение.
Елена Опоцкая,
специалист-эксперт
Поправки в статью 133 Воздушного кодекса РФ внесены, лимит ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности авиаперевозчика перед третьими лицами повышен. Но до тех пор пока не будут внесены соответствующие изменения в часть Гражданского кодекса,  регулирующую расчет причиненного ущерба, а также в правила страхования авиационных рисков, большинство граждан не получат обещанных сумм. При гибели застрахованного, выплаты будут производиться лишь родственникам, находившимся на иждивении у погибшего, и лишь из расчета официальной зарплаты кормильца.  Именно с этим  связан скандал о невыплате страхового возмещения родственникам погибших пассажиров самолета ТУ-154, разбившегося под Донецком.
На аэростаты (общее обозначение для дирижаблей и воздушных шаров), относящиеся к воздушным судам, все вышесказанное распространяется в полной мере. Хочу также отметить, что перевозки пассажиров на воздушных шарах весьма опасны. В истории воздухоплавания Северо-Западного региона известны случаи, когда пытались использовать воздушный шар для коммерческих полетов над Петропавловской крепостью. Однако бизнес оказался невыгодным и весьма рискованным: это транспортное средство очень прихотливо, и небольшие изменения погодных условий, весьма частые для Санкт-Петербурга, способны сделать шар практически неуправляемым. В итоге подобная чувствительность на погоду привела к постоянным простоям аэростата.

Содержание выпуска № 11 (21) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России