Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Атрибут престижа

Атрибут престижа
Водная гладь сегодня, говоря образно, отражает имиджевые настроения состоятельных россиян, которые все чаще приобретают катера и яхты. И если еще пять лет назад появление яхты или катера собирало толпы зевак, то в наши дни маломерные суда стали неотъемлемой частью столичных водоемов. В связи с этим растет и рынок страхования таких судов.



Все — добровольно

Страхование ответственности собственников маломерных судов в России — дело добровольное. Все нормативно-правовые акты, относящиеся к этим судам, не обязывают судовладельцев страховать свою ответственность. Закон требует лишь регистрации. Согласно положениям государственной инспекции по маломерным судам, государственной регистрации подлежат не только моторные лодки, катера и яхты, но и некоторые безмоторные суда — байдарки грузоподъемностью более 150 килограммов и надувные лодки грузоподъемностью 230 килограммов.
Однако все зарегистрированные суда считаются транспортными средствами, и поэтому их эксплуатация сопряжена с определенными рисками. Любое транспортное средство может причинить вред окружающей среде, людям, повредить другие транспортные средства и пострадать само. Если принять во внимание стоимость некоторых катеров и яхт, которая достигает сотен тысяч долларов, неудивительно, что судовладельцы все чаще обращаются в страховые компании.
Если говорить о страховании гражданской ответственности, то все чаще одним из основных требований устроителей спортивных соревнований становится наличие страховки третьей стороны. Большую роль в этом деле сыграли появившиеся в России яхтенные клубы, которые начинают активно сотрудничать со страховыми компаниями. Особое значение страховка третьей стороны приобретает, когда яхты или катера используются в коммерческих целях.
Однако чаще всего страхуют риски повреждения и гибели корпуса судна (страхование каско). Как правило, судовладельцы включают в страховку весь корпус и двигатель катера или яхты. Хотя даже по этому виду на сегодняшний день в России застраховано не более 20 % всех яхт и катеров.

Встреча с топляком

В нашей стране пока не сформировалась культура вождения маломерных судов, как в Европе или США. Ни для кого не секрет, что многие судовладельцы не сдают экзамен по вождению, а просто покупают права. Отсюда полное игнорирование всех правил движения на воде. Особая проблема — вождение высокоскоростных катеров в нетрезвом состоянии. Не так давно на Неве пьяный гонщик на катере разбил тримаран, нанеся ущерб 100 тыс. долларов. Реки, озера и водохранилища, где ходят маломерные суда, это зачастую мелководные объекты, а яхты и катера — весьма скоростной вид транспорта. Поэтому нередко яхты попадают на мели, повреждая подвесные моторы, винты и корпус. К тому же многие водоемы сильно загрязнены, и судно может налететь на скрытый под водой предмет и получить серьезные повреждения. «Травмы» корпуса порой приводят к полному или частичному затоплению судна. Такие происшествия нередко создают препятствия судовому ходу, и тогда требуется эвакуацию судна. И если транспортное средство не было застраховано, расходы владельца на проведение всех этих мероприятий могут оказаться несопоставимы с его стоимостью. Судите сами: в начале апреля этого года вследствие транспортного происшествия в акватории Черного моря моторная яхта Prestige36 получила повреждения винто-рулевой группы и пробоину в подводной части правого борта, что привело к ее частичному затоплению. По этому страховому случаю краснодарский филиал ОСАО «Россия» выплатил страховое возмещение в размере 9,9 млн рублей.
Нередки и угоны. И снова на помощь судовладельцу приходит страховка. В начале года филиал страхового общества «Якорь» во Владивостоке произвел выплату частному лицу в размере 386 тыс. рублей по факту кражи катера «Ларсон». Катер был застрахован в апреле 2007 года по программе страхования каско маломерных судов, катеров и яхт.

В США страхование ответственности владельцев маломерных судов также не является обязательным. По американскому морскому законодательству владелец яхты или катера должен страховать только гражданскую ответственность членов экипажа.

На приколе

Многие судовладельцы экономят на страховании, оформляя договор только на период плавания, а на хранение яхту или катер ставят без защиты. Это позволяет получить скидку 25 % по сравнению с круглогодичным страхованием. Но в российской страховой практике был случай, когда злоумышленники угнали автомобиль, перевозивший яхту. И многие страховые компании предлагают страхование по полису, который предусматривает страховое покрытие при перевозке и хранении. Особое значение этот вид страхования имеет для яхт-клубов, владельцы которых страхуют свою ответственность за причинение вреда объектам, которые находятся на их территории. Яхты могут столкнуться во время волны, поднятой проходящим мимо теплоходом, стукнуться бортами и получить повреждения. Как-то в результате обрыва троса яхта упала на причал и разбилась.
Если говорить о тарифах, то в среднем они составляют 1–3% страховой суммы, которая определяется исходя из стоимости самого судна. Стоимость страхования обычно зависит от возраста судна, материала его корпуса, срока страхования, размера франшизы. Страхование маломерных судов, в особенности яхт, очень часто сравнивают с автомобильным. Принципиальным отличием яхтенного страхования является обязательная франшиза, то есть невозмещаемая часть убытка. Франшиза вводится для того, чтобы владелец яхты более бережно относился к объекту страхования. Размер ее различается в зависимости от компании-страховщика, но в среднем составляет два процента.

Полная ванна нефти

Что касается страхования других маломерных судов, например гидроциклов, надувных лодок и байдарок, то на сегодняшний день в России существуют единицы таких программ. Но, как свидетельствует мировой опыт, застраховать можно любое маломерное судно. Был случай, когда знаменитая  Lloyds застраховала ванну, использованную в качестве плавсредства. Риск был принят страховщиком при условии, что пробка из сливного отверстия выниматься не будет.
Последним словом в зарубежной страховой практике стало экологическое страхование яхт и катеров. Согласно федеральным законам США любой владелец моторного маломерного судна может быть привлечен к ответственности за разлив горючего в акватории. И сегодня  все крупнейшие страховые компании предлагают покрытие подобных рисков. Помимо этого, американские страховщики предлагают уникальную страховку от незастрахованных яхт. Если по решению суда вы обязаны возместить ущерб, причиненный пассажирам незастрахованного судна, с которым столкнулось ваше, то этот вид страхования покроет такие расходы.

Содержание выпуска № 5 (27) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России