Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Уступи дураку фарватер

Уступи дураку фарватер
По данным Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), в Петербурге зарегистрировано более 40 000 маломерных судов, из них примерно 5 000 периодически передвигаются в черте города. Средняя стоимость петербургской яхты или катера составляет примерно 600 000 рублей. Статистика свидетельствует, что ежегодный прирост парка маломерных судов достигает одной тысячи.



С 18 сентября 2007 года вступили в силу новые правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, призванные обеспечить более безопасное движение для его участников.

Небезопасное занятие

В связи с этим катание по рекам и каналам Санкт-Петербурга на гидроциклах, а также маломерных судах на подводных крыльях и воздушной подушке запрещено. Такие меры были приняты Государственной инспекцией по маломерным судам из-за роста количества аварий с участием гидроциклов.
Правила передвижения на яхтах и катерах схожи с автодорожными. Среди водителей водного транспорта есть и злостные нарушители, любящие обгоны, подрезы и проч. Не обходится, к сожалению, и без аварий. По данным ГИМС, ежегодно в период навигации случается три — пять серьезных катастроф. И прогнозы говорят о том, что снижения количества происшествий не предвидится.
И так же как и на российских дорогах, главная проблема на воде — отсутствие культуры езды.
В целях развития культуры передвижения по воде в 2001 году начальник Государственной инспекции по маломерным судам Константин Пашинский предложил ввести обязательное страхование пассажиров, пользующихся услугами маломерных судов, и гражданской ответственности перевозчиков перед третьими лицами. Речь шла о перевозчиках, деятельность которых лицензируется.
В отличие от более крупных водных транспортных средств как морского, так и речного регистра, владельцы маломерных судов страхуются крайне редко, только по необходимости, — например, принимающая сторона выставляет наличие страховки в качестве необходимого условия. Вместе с тем в Москве по постановлению мэра Юрия Лужкова страхование всех судов обязательно.

В начале июля прошлого года в Малой Неве произошло столкновение двух гидроциклов. Пострадали три человека, один из которых получил тяжелые травмы. 16 августа на набережной канала Грибоедова 33-летний мужчина, управляя водным мотоциклом, не справился и тяжело покалечил 44-летнюю женщину, сидевшую на спуске у воды.

Вместо ответственности — каско

К сожалению, никаких дальнейших действий в этом направлении чиновники не предпринимают. Страховщикам же приходится отдуваться и работать с этим непопулярным видом страхования. Почему непопулярным? Начальник управления корпоративного страхования Санкт-Петербургского филиала ОАО «МСК» Дмитрий Воллин связывает невостребованность «водной» страховки с тем, что большая часть парка маломерных судов, находящихся в частных руках, — старые и дряхлые, купленные очень давно либо построенные самостоятельно. Оценить такого рода технику весьма затруднительно, также не совсем понятно, где и как ее ремонтировать. Эта проблема, скорее всего, решится с постепенным обновлением парка судов. «Другая часть маломерных судов — это довольно дорогие яхты, зачастую зарегистрированные за рубежом и оформленные на подставных лиц, как физических, так и юридических, — говорит эксперт. — И в случае возмещения убытков по таким судам возникает вопрос, кому и на каких основаниях выплачивать деньги. Помимо этого, отмечается дефицит специалистов по оценке этой техники и ее повреждений».
К тому же в городе пока не создана должная инфраструктура по продаже, обслуживанию, ремонту и хранению такого транспорта.
«Основная проблема, связанная с эксплуатацией некоммерческих маломерных судов, — недостаточно жесткий контроль за нормами безопасности на них и квалификацией капитанов, — приводит свои доводы директор центра морского страхования ОАО СК «Русский мир» Андрей Петров. — Это проблема не только страховщиков, но и всех участников водного движения и заинтересованных сторон, включая ГИМС и МЧС. Но надо отметить, что последние несколько лет ситуация меняется в лучшую сторону».

Цена соответствует рискам

Стандартное страховое покрытие включает все риски, связанные с
Дмитрий Воллин

Дмитрий Воллин
начальник управления корпоративного страхования филиала ОАО «МСК» в СПб
возможной гибелью или повреждениями маломерного судна, с учетом общепринятых исключений. Набор этих рисков может варьировать в зависимости от страхового портфеля, рентабельности данного вида страхования и политики отдельно взятой страховой компании.
Согласно большинству правил страхования маломерных судов страховым случаем является физическая и конструктивная гибель или повреждение (а) маломерного судна или его частей; (б) имущества (оборудования), постоянно присутствующего (закрепленного) на маломерном судне.
Случай признается страховым, если причинение ущерба произошло вследствие следующих событий:
  • пожара, взрыва, бури, землетрясения и иных стихийных бедствий;
  • посадки на мель, соприкосновения с какими-либо плавучими или неподвижными предметами во время плавания (дрейфа, прикола, стоянки);
  • погрузо-разгрузочных работ, посадки пассажиров;
  • поломки валов, взрыва котлов;
  • противоправных действий (включая угон) третьих лиц.
Чаще всего страховщики выплачивают за повреждения корпуса или винтов, выходящих из строя из-за слишком грязной воды.
«Помимо прочего, наша компания покрывает все необходимые и целесообразные расходы по спасению и сохранению маломерного судна, а также по уменьшению его дальнейших повреждений в результате страхового случая», — добавляет Дмитрий Воллин. Размер тарифа в компании МСК определяется в пределах 1–5% стоимости судна, а страхование гражданской ответственности владельца перед третьими лицами обойдется в 0,4–2 процента.
Застраховать стандартное маломерное судно средней стоимости, плавающее в пределах РФ, СК «Русский мир» предлагает по тарифу 0,8–2,5 % страховой суммы — в зависимости от дополнительных факторов, влияющих на степень риска.

В ответе за тех, кто в ответе

В страховой компании, кроме приобретения полиса каско на яхту или катер, собственнику предложат докупить еще и страховой полис ответственности, которая может наступить вследствие нанесенного ущерба другим судам, жизни и здоровью третьих лиц или окружающей среде. По российскому законодательству владельцы водных судов не обязаны их страховать. Правда, страховая защита ответственности перед третьими лицами обязательна для кораблей при заходе в иностранные порты.
Страхование гражданской ответственности — не такое дорогое удовольствие, чтобы им пренебрегать. Спросом этот вид пользуется, но гораздо меньше, чем за рубежом. Причина в том, что в России претензии третьих лиц не всегда можно доказать в рамках действующего законодательства. И потому довольно часто виновника нельзя привлечь к ответственности или обязать возместить ущерб. Соответственно, такая страховка кажется многим судовладельцам неоправданной. Хотя все чаще страхование гражданской ответственности является обязательным условием — например, пользование стоянкой в отдельных акваториях и просто плавание по определенным районам невозможны без наличия соответствующего страхового полиса.

Гидроциклы не возьмем!

От страхования гидроциклов отказываются не только петербургские страховщики.
«Причина тому, — объясняет Дмитрий Воллин, — отсутствие ранее официальной регистрации этой техники. Помимо этого, не было отработанной схемы фиксации страховых случаев с этими судами».
Андрей Петров связывает осторожность страховщиков в первую очередь с отсутствием каких-либо требований к пользователям гидроциклов в части норм безопасности, скоростных режимов, квалификации пилотов, что приводит к высокой аварийности и убыточности. Другая причина, по его мнению, — малое количество потенциальных объектов страхования. Хотя не исключено, что в скором будущем ситуация изменится, и страховщики смогут охватить и этот сегмент.
Можно сделать вывод, что страховка — вещь небесполезная. Она не только заставляет задуматься о безопасности, но и позволяет цивилизованным способом решить все споры в случае аварии. Конечно, если мы того сами хотим.

Николай Кожин

Николай Кожин
директор филиала
СК «Арбат» в СПб
При защите судовладельцев мы одновременно предлагаем и страхование их ответственности перед третьими лица, и страховку их судна. Эти продукты могут продаваться и по отдельности, но финансовая защита при выборе только одного вида страхования превращается в «рулетку»: собственнику судна придется либо самому оплачивать восстановление своего имущества, либо возмещать ущерб, нанесенный пострадавшей стороне. При комплексном страховании перечень рисков небольшой, но исчерпывающий:
  • ответственность при столкновении с другими судами;
  • ответственность за повреждения плавучих и неподвижных предметов (буйков, свай мостов и т. д.);
  • ущерб (повреждения, полученные при столкновении, вандализме и т. п.);
  • кража (хищениекатеров, яхт).

Содержание выпуска № 5 (27) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России