Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Мозговой центр

Мозговой центр
Профессия маркетолога сейчас востребована во всех сферах бизнеса. Постепенно становится ясно, что для эффективного функционирования компании решения сегодняшних задач недостаточно, и все чаще требуется стратегия развития. Именно поэтому служба маркетинга страховой компании рассматривается как мозговой центр, как источник обоснованной информации и рекомендаций по вопросам текущей и перспективной деятельности. Так что маркетолог страховой компании просто необходим.
Галина Волгач
корреспондент

Маркетолог — кто он?

О маркетинге как о методе управления коммерческой деятельностью страховых компаний и исследования рынка страховых услуг стали говорить сравнительно недавно. На Западе его широко применяли уже в начале 60-х годов, и с тех пор трудно найти иностранную страховую компанию, в штате которой не было бы маркетолога. Однако в нашей стране далеко не всегда страховые компании понимают целесообразность деятельности маркетолога и не уделяют ей достаточно внимания. Прежде всего это связано с тем, что еще нет четкого определения понятия «маркетинг».
В современном понимании маркетинг предполагает комплексный подход к организации и управлению деятельностью страховой компании по оказанию страховых услуг, соответствующих потенциальному спросу. При этом спрос создается усилиями самой компании. Поэтому к основным функциям маркетолога в страховой компании можно отнести планирование, ценообразование, рекламирование, организацию сети продвижения страховых полисов на основе реального и потенциального спроса на услуги страхования.
Страховая услуга весьма специфична, в основном в силу того, что одновременно и потребительская, и финансовая. Поэтому и маркетинг в области страхования имеет ряд особенностей. Целью маркетинга страхования как потребительской услуги является удовлетворение потребности клиента в страховой защите, а как финансовой услуги — оптимизация движения финансовых ресурсов страховщиков и страхователей.
Говорят, нет маркетолога по образованию, есть маркетолог «по уму». И действительно, если посмотреть, с каким багажом приходит специалист на эту должность в страховую компанию, то выделяются два варианта. Первый предполагает экономическое образование специалиста и наличие способностей к аналитическому мышлению, объе­ктивной оценке ситуации, а также умение прогнозировать дальнейшее развитие событий. Второй вариант — страховое образование. В этом случае маркетолог хорошо разбирается в тонкостях страхового рынка, и для успешного решения маркетинговых задач его остается лишь «подучить». На Западе, к примеру, даже нет такой должности, как «маркетолог» — подобного специалиста называют либо «менеджер по маркетингу» (агент по сбыту), либо еще более обтекаемо: «специалист по маркетингу».
Опыт зарубежных страховых компаний показывает, что работа маркетолога включает целый ряд функций, которые могут быть сведены к двум основным: формированию спроса на страховые услуги и удовлетворению страховых интересов клиентов.

Ось абсцисс — формирование спроса

В экономике формирование спроса — это целенаправленное воздействие на потенциальных покупателей в целях повышения существующего спроса до желаемого уровня, приближающегося к уровню предложения данной компании.
С точки зрения страхового маркетинга формирование спроса в первую очередь предусматривает мероприятия по привлечению клиентов в конкретную страховую компанию как потенциальных страхователей. Выполнение этой функции включает: влияние и убеждение с помощью целенаправленной рекламы, широкий комплекс организационных мероприятий по заключению договоров страхования, дифференциацию тарифов на страховые услуги, сочетание страховых услуг с различными формами торгового и юридического обслуживания. Задача планирования стратегии и тактики маркетинга состоит не только в том, чтобы завладеть страховым рынком, но и предполагает постоянный контроль за формированием спроса, позволяющий в нужный момент перестроить стратегические программы и тактику конкурентной борьбы для достижения успеха.
Для западного общества формирование спроса на страховые услуги не имеет большого значения, так как за десятилетия там у граждан уже выработалась «привычка» к страхованию. В России, напротив, страхование до сих пор воспринимается с некоторой настороженностью. Кроме того, как известно, одним из условий стабильного спроса на страховые услуги является частная собственность. В нашей стране институт частной собственности переживает сейчас период становления, поэтому, пока окончательно не сформируется менталитет собственника, об увеличении спроса на страхование говорить не приходится. Свою роль играет также недоверие граждан к финансовым институтам, которое усилилось после массового обмана вкладчиков финансовых «пирамид» и серии крахов известных страховых компаний.
Преодолеть психологическое предубеждение клиентов против страхования в рамках одной компании непросто, поэтому внедрение мысли о необходимости страхования и формирование у населения страховой культуры более эффективны при объединении страховщиков. На Западе в связи с этим очень популярны совместные семинары, конференции, проходящие при участии сразу нескольких страховых компаний. Такие мероприятия проводятся и у нас, однако при их организации сталкиваются с проблемами. Во-первых, это недостаток денежных средств у страховщиков для участия в подобных мероприятиях. Во-вторых, каждая компания стремится формировать спрос на собственные услуги, а не работать в пользу конкурента, поэтому подобная консолидация усилий несколько противоречит принципам конкурентной борьбы и воспринимается страховыми компаниями весьма скептически. В результате перед маркетологом страховой компании возникает сложная и практически нерешаемая задача — сформировать то, к чему российская клиентура пока не готова.

Ось ординат — страховой интерес клиента

Вторая основная функция маркетолога заключается в удовлетворении страховых интересов клиентов. Эта деятельность способствует формированию высокой культуры страхового обслуживания, а следовательно, росту спроса на страховые услуги. Поэтому страховые компании уделяют огромное внимание совершенствованию организации продаж страховых полисов, улучшению обслуживания клиентов и поддержанию своего имиджа на высоком уровне.
Страховое обслуживание клиентуры — одно из необходимых условий удовлетворения страховых интересов клиентов. Уровень обслуживания непосредственно влияет на спрос: чем выше качество сервиса в компании, тем более востребованы ее страховые услуги. Даже простому акту купли-продажи страхового полиса предшествует большая подготовительная работа страховщика, предполагающая как простое проявление знаков внимания, так и учет психологического фактора при работе с разными социальными группами клиентов. В идеале страховые компании должны следовать принципу: любой посетитель страхового агента — потенциальный клиент. Поэтому ведущие страховые компании всегда дадут исчерпывающую информацию, окажут квалифицированные консультации, помогут быстро оформить необходимые документы.
Но мотивация и повышение уровня сервиса требуют от страховой компании увеличения затрат. И руководство страхового общества должно найти оптимальное соотношение уровня обслуживания и экономических факторов, связанных с сервисом. Здесь и необходимо участие маркетолога. Задача службы маркетинга страховщика состоит в выявлении закономерности связи экономических факторов обслуживания и спроса на страховые услуги. Критерием качества обслуживания страхователей при этом принято считать отсутствие жалоб.
Если спрос на страховые услуги начинает падать, маркетолог должен установить причины падения и принять меры для их устранения. Такими мерами могут быть улучшение имиджа компании, повышение качества обслуживания, пересмотр тарифов и др.

В пространстве страхования

Рассматривая маркетолога в пространстве страхования, следует отметить ряд различий в российском и зарубежном подходе.
Первое и главное из них состоит в том, что на Западе давно сложилось четкое представление о том, чем должен заниматься специалист по маркетингу в страховой компании. У нас же, напротив, маркетолог до сих пор нередко числится в компании номинально, в действительности выполняя совершенно другие обязанности. В большинстве случаев специалист по маркетингу занимается рекламой или в лучшем случае проводит анализ страхового рынка.
Второе различие касается уровня подготовки маркетолога. Если за рубежом страховые компании уделяют этому вопросу огромное внимание и выделяют немалые средства, для того чтобы отправить специалиста по маркетингу на очередной семинар или курсы повышения квалификации, то у нас об этом даже не думают. Предпочитают изначально набирать уже подготовленных специалистов с несколькими образованиями и многолетним опытом работы в страховании. Хотя едва ли такой подход является верным. Ведь профессия маркетолога требует постоянного развития и совершенствования имеющихся навыков, и сфера деятельности такого специалиста широка.
Еще одно существенное различие в отношении к маркетологу у нас и за рубежом состоит в уровне зарплаты и положении в обществе. В большинстве европейских стран специалист по маркетингу в страховании относится к наиболее востребованным профессиям. Маркетолог рассматривается страховыми компаниями как ключевая фигура, потому что он занимается не только «внешними» вопросами имиджа и продвижения, но и «внутренними» вопросами улучшения благосостояния компании. В России же еще нет осознания того, что этот специалист необходим компании для развития и процветания. Поэтому, в то время как на Западе специалист по маркетингу в страховании получает 90 000–125 000 долларов в год, в России зарплата маркетолога в десятки раз меньше.
И наконец, за рубежом система маркетинга в страховании складывалась годами, выстроена четко и работает отлажено. В нашей стране сегодня положение маркетолога в группе страховых профессий вызывает больше вопросов, чем ответов. И нам еще предстоит пройти сложный, но тем более интересный путь от решения текущих проблем в страховой компании до разработки целостной стратегии ее развития с учетом существующего спроса на страховые услуги и страховых интересов клиентов.

Андрей Крупнов

Андрей Крупнов
руководитель департамента маркетинга и стратегического планирования ОСАО «Россия»
Роль маркетолога в страховой компании двояка. С одной стороны, он должен объяснить коллегам из других подразделений (продажи, андеррайтинг и т. п.), что нужно людям, которые никак не хотят становиться потребителями страховых услуг, и какие слова и действия необходимы, чтобы убедить их в полезности услуг компании. С другой стороны — следует разъяснить клиентам, в чем именно состоит суть страхования, какую пользу они могут из него извлечь, и убедить их, что страхование — это не азартная игра на деньги с неясными правилами и сомнительной честности соперником.
Трудности в работе страхового маркетолога обусловлены особенностями отрасли. Страхование относится к наименее понятным и потому наименее востребованным услугам. Спрос на страховые услуги в основном принудительный (со стороны государства или финансовых институтов). А когда человека насильственно загоняют в неизвестность, это вызывает у него инстинктивный страх и реакцию отторжения. Так что задача страхового маркетинга на данном этапе состоит не в стимуляции спроса, а в изменении его с отрицательного на положительный.
Основные различия российского и западного страхового маркетинга вызваны разницей в статусе страховой отрасли «здесь» и «там». На Западе страхование — древняя респектабельная отрасль, представленная гигантскими компаниями, владеющими существенной долей национальной экономики, пользующимися авторитетом и уважением. В России — это объединение мелких и очень мелких организаций, совокупная капитализация которых меньше прибыли средней нефтяной компании, а репутация лишь немного лучше таковой залов игровых автоматов. Главные вопросы страхового маркетинга на Западе: «что покупать» и «как покупать». В России же до сих пор без ответа остается вопрос «зачем».

Содержание выпуска № 5 (27) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России