Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Сел — и молись

Сел — и молись
Утром, когда в информационном агентстве АБН шла пресс-конференция о защите интересов пассажиров маршруток, в Петербурге произошли две аварии «малоформатного» пассажирского транспорта, повлекшие человеческие жертвы. В Смольном созвали экстренное совещание, где вице-губернатор Александр Полукеев заявил, что на следующей неделе город расторгнет договор с одним из двух перевозчиков, к работе которых накопилось наибольшее количество претензий, а сутки спустя по Петербургу распространились слухи о скорой отставке главы Комитета по транспорту Александра Дацюка.



Повода для оптимизма вышеописанные «оргвыводы» еще не дают. Во-первых, всех перевозчиков сразу заменить не удастся, так как расторжение договоров вынудит объявить новый конкурс. На это понадобится время, а отсутствие на маршруте хотя бы одной компании приведет к транспортному коллапсу. Во-вторых, сама система пассажирских перевозок, налаженная в городе в результате последних реформ, неэффективна изначально. В-третьих, перевозчики заботятся о безопасности пассажиров абсолютно по-дилетантски.

Плохих не выгнать

По словам эксперта Северо-Западного управления государственного дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Виталия Захарова, в январе — марте на дорогах Петербурга произошли 25 серьезных ДТП с участием маршруток. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество аварий возросло в три раза.
Больше всего происшествий зафиксировано с участием маршрутных такси предприятий «Питеравто» и «Третий парк» — наиболее крупных городских перевозчиков. Так, с начала нынешнего года маршрутки «Питеравто» попадали в ДТП пять раз, компании «Третий парк» — девять.
«В этом году только по «Питеравто» мы составили 11 протоколов о нарушении правил пассажирских перевозок. Наложен штраф в размере 56 тыс. рублей. Аналогично и по «Третьему парку», — сообщил Виталий Захаров.
При этом эксперт отметил, что штрафы для компаний-нарушителей сейчас минимальны, а процедура отзыва лицензии на право перевозок возможна только через суд. Суды же при этом выносят решение об отзыве лицензии крайне редко, и «только в случае… как правило… смертельного исхода».
«В России действует разрешительная система лицензирования, в то время как во всем мире — разрешительно-ограничительная, которая подразумевает более жесткий контроль», — пояснил г-н Захаров.
Северо-Западное управление Ространснадзора, по словам эксперта, недавно обратилось в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело против «Питеравто» в связи с массовыми нарушениями.

Предел компенсации

Говоря о контроле за качеством коммерческих перевозок, депутат Законодательного собрания Петербурга, председатель профильной комиссии по транспортному комплексу Игорь Риммер отметил, что возможность более жестко контролировать компании должна быть прописана в договоре на право осуществления городских перевозок.
«Условия конкурса на право использования того или иного маршрута должны подразумевать гарантированную защиту пассажиров. Каким образом этот вопрос будет решаться компанией, горожан не должно касаться, — сказал И. Риммер. — Кроме того, необходимо довести до автоматизма механизм выплат. Сегодня получить компенсацию в случае ДТП довольно сложно».
Продолжая разговор о выплатах пострадавшим в городском общественном транспорте, исполнительный директор СК «Русский мир» Евгений Гуревич сообщил, что максимальная сумма, на которую сейчас в рамках ОСАГО может рассчитывать пострадавший (а если точнее, то его близкие), — 160 тыс. рублей. Причем эта сумма выплачивается по договорам ОСАГО, заключенным перевозчиками после 1 марта 2008 года. «Старые» договоры, часть из которых будет действовать еще до февраля 2009 года, предполагают совокупную выплату не более чем 240 тыс. рублей на всех пострадавших. Нетрудно подсчитать, что при серьезной аварии каждому пассажиру 12-местной маршрутки достанется в среднем 20 тыс. рублей. Что может значить эта сумма для семьи, потерявшей кормильца?!
Ни Евгений Гуревич, ни Виталий Захаров не берутся утверждать, что автогражданка застрахована у так называемых «дорожных флибустьеров» — перевозчиков, работающих на свой страх и риск без какого-либо договора с администрацией Петербурга.
«Одно только ОСАГО перевозчика не способно полностью защитить пассажиров, — добавил Евгений Гуревич. — Однако страхование заставляет водителя (или его работодателя) задуматься о безопасности перевозок, поскольку он рискует своим рублем».
По словам Гуревича, во всех цивилизованных странах существует страхование ответственности перевозчика, которое является одним из основных условий получения лицензии. Стоимость полиса зависит от уровня аварийности у транспортной компании в прошедшем году.
«С учетом того, что ситуация с безопасностью пассажирских перевозок в северной столице крайне острая, полис ответственности для «маршрутчиков» должен стоить дорого. Для компаний, осуществляющих перевозки на автобусах, троллейбусах и трамваях, как более безопасном транспорте, — значительно дешевле», — пояснил представитель «Русского мира». Эксперт считает, что введение полиса ответственности перевозчика в качестве обязательного может «увести» с рынка недобросовестные компании, а значит, и снизить аварийность на дорогах.
В свою очередь, Игорь Риммер признал, что, для того чтобы вменить этот вид страхования всем компаниям, которые допускаются к конкурсам на право заниматься городскими пассажирскими перевозками, потребуется большая политическая воля петербургских властей.

И так сойдет!

А вот вице-президент Ассоциации независимых перевозчиков Петербурга, объединяющей девять компаний, Александр Масюк высказал полное неверие в страховой механизм компенсации вреда, нанесенного пассажирам. При этом он вполне лояльно относится к такому способу решения проблемы, когда у транспортной компании есть собственные, «каким-то образом накопленные» средства для выплаты пострадавшим.
Господин Масюк не смог вспомнить, какую сумму получают пострадавшие пассажиры в рамках ОСАГО, но не сомневается, что она недостаточна, а значит, из собственного компенсационного фонда перевозчик в любом случае заплатит не меньше. «ОСАГО ведь компенсирует только ущерб, подтвержденный документально, — рассуждал он. — Но есть еще и моральный ущерб… Он может быть оценен гораздо выше, чем 160 тыс. руб­лей… Естественно, через суд… Или в досудебном порядке… У нас такие примеры есть, мы платили…»
При этом Александр Масюк отказался привести факты таких выплат и подтвердить их конкретными цифрами, даже после того как ему было предложено потратить на поднятие «выплатных» дел несколько дней.
«Если страховщики через лобби продавят закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков, — рассуждал г-н Масюк, — это повлечет весьма серьезные политические моменты… Деньги-то на страхование откуда возьмутся? С тех же самых пассажиров. Мы должны будем повысить плату за проезд. Кроме того, как только мы откроем этот ларчик, желающих получить деньги сразу станет очень много. Надевай старые штаны, лезь в маршрутку и говори, что там из стены гвоздь торчал… Или вылей на себя бутылочку с маслом и проси заменить пальто… Или ты сел в маршрутку уже с подбитым глазом…»
На наше возражение, что после ДТП обязателен вызов ГИБДД, вице-президент ассоциации продолжил импровизировать: «Пишешь заявление, что водитель резко затормозил, вот ты и ударился глазом о поручень… А кто тебе мешает, стоя на перекрестке, прыгнуть на машину и перевалиться через капот?»
Тот аргумент, что именно для таких случаев перевозчикам и нужен полис страхования профессиональной ответственности, так как со всеми фальсификаторами будет разбираться страховая компания, Александр Масюк, похоже, не принимает во внимание в силу неполного представления о страховом механизме.

Андрей Знаменский

Андрей Знаменский
заместитель
генерального директора
СК «Русский мир»
Страхование ответственности перевозчика будет стоить примерно одинаково для всех компаний, независимо от того, из каких микроавтобусов состоит их парк — «Ford» или «ГАЗель». При лимите ответственности по жизни и здоровью пассажира в сумме 1 млн. рублей стоимость полиса составит порядка 2000 рублей в год на один автомобиль.

Содержание выпуска № 5 (27) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России