Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

«Разводись!» или «Шагать не в ногу!»

«Разводись!» или «Шагать не в ногу!»
В Петербурге насчитывается порядка 600 мостов. Такого количества нет ни в одном городе России. Все они возведены в разные исторические эпохи и являются не только архитектурно-историческими достопримечательностями, но и используются, как говорится, по назначению. На ближайшие сем лет запланирована постройка еще нескольких мостов в черте города. А если ко всем мостам прибавить многочисленные путепроводы и развязки КАД, то страшно даже подумать, сколько автомобилей и людей в каждое мгновение оказываются «подвешенными в воздухе».



Ежедневно по Дворцовому, Троицкому, Литейному… проезжают тысячи автомобилей разных масс: от легковушек до грузовиков и «заблудившихся» фур. Под ними в перпендикулярном направлении движутся суда, тоже немалым числом. И волны бьются об опоры… Специалисты оценивают жизнь мостов при такой эксплуатации в 50 лет. Но можно ли доверять надежности этих разных по возрасту и инженерным решениям сооружениям?
Все построенные и планирующиеся к возведению мосты принадлежат городу, а именно Комитету по управлению городским имуществом правительства Санкт-Петербурга. А строительством, ремонтом и реконструкцией мостов занимается ГУП «Мостотрест». Оно же, по заявлению городских властей «Страховому случаю», является балансодержателем всех питерских переправ и принимает решение о их страховании.
К сожалению, ситуацию со страхованием и эксплуатацией мостов в самом «Мостотресте» нам комментировать отказались. А эксперты страхового рынка уверены: мостам, особенно современной постройки, страховая защита необходима — страховка не спасет мост от обрушения, но позволит в короткие сроки вернуть городским властям миллионы долларов, которые затрачиваются на возведение переправ.
Специальные программы по страхованию мостов страховщики предлагают редко, тем не менее, по словам заместителя начальника отдела корпоративных продаж Санкт-Петербургского филиала страховой компании «Югория» Алексея Гаймантдинова, такую «переправу» можно защитить в качестве строительного, имущественного или особо опасного объекта.

Кто крайний?

Мост может быть застрахован по имущественным программам. При этом страховые выплаты за повреждения объекта получает город, если он, конечно, выступал страхователем. Но здесь есть свои сложности: если переправа пострадает в результате ошибки строителей или проектировщиков, выплат не будет. Страховой случай возможен, только если строители и проектировщики сами застрахуют свою часть работ, — а это на сегодняшний день маловероятно.

Когда начнут строить

Татьяна Елистратова
Татьяна Елистратова
директор Центра страхования технических рисков и ответст­венности СК «Русский мир»
Вернемся к нашим будущим мостам. Страхование мостов как объектов строительства от страхования, скажем, зданий или дорог мало чем отличается. Как комментирует директор Центра страхования технических рисков и ответственности СК «Русский мир» Татьяна Елистратова, страховая защита переправы будет осуществлена на случай гибели, повреждения в результате любых рисков (стихийных бедствий, противоправных действий иных лиц, других рисков, присущих строительной деятельности). Исключениями из договора страхования станут форс-мажорные риски, такие как военные действия, мятеж, забастовка, терроризм, и умышленные действия страхователя. Также стороны могут договориться не принимать к страхованию риски, которые не присущи конкретным подрядным работам или данному объекту строительства, — с целью минимизации финансовых затрат страхователя.
Как и при страховании любого объекта строительства, заинтересованными сторонами инвестиционно-строительного проекта являются все, кто принимает участие в его реализации: инвесторы, заказчики, подрядчики. Страхователем с точки зрения гражданского и налогового законодательства РФ корректнее всего выступать строительному предпринимателю (подрядчику). Заказчиком проекта в таких случаях обычно становится город, то есть собственник имущества.
«Безусловно, страхование мостов как строительных объектов имеет свои особенности. В частности, из-за специфики расположения, протяженности, непосредственной близости к водной поверхности, технологии производства подрядных работ и т. д., — говорит Татьяна Елистратова. — Трудности есть, но в основном такие же, как при возведении любого серьезного объекта (отсутствие согласований, необходимых для выполнения работ, проектной документации в полном объеме и др.)».
Существуют и более тонкие, петербургские, особенности строительства и страхования мостов. Данные объекты — это историко-культурное наследие не только города, но и страны, а строящиеся объекты могут находиться довольно близко к другим архитектурным памятникам. Не будем еще забывать, что петербургские мосты представляют собой значимый элемент транспортной системы города, поэтому работы по реконструкции часто производятся без закрытия движения по мосту.

ОАО СК «Русский мир» активно сотрудничает с компаниями, занимающимися строительством мостов и лидирующими в этом секторе строительной отрасли России. Среди застрахованных объектов — мост через реку Сторожевую в Выборгском районе, путепровод «Нева» в створе Мурманского шоссе и Народной ул., мост над судопропускным сооружением С2 КЗС на случай наводнений.

Недешевое удовольствие

Тарифы на страхование мостов различаются в зависимости от того, как страхуется объект. Цена вопроса становится известна лишь после проведения предстраховой экспертизы. При расчете учитываются особенности страхования, особенности конкретного объекта, пожелания перестраховочных компаний и другие факторы. Обычноо для мостов на территории Петербурга страховой тариф составляет 0,28–0,36 % страховой суммы, являющейся полной сметной стоимостью строительства (определенных этапов стройки).
По словам Алексея Гаймантдинова, в связи с тем что страховую компанию заказчик будет выбирать на условиях тендера, предлагаемые тарифы могут в разы отличаться от существующих для объектов коммерческого строительства.
Договор страхования заключается на срок производства подрядных работ, в который при необходимости включается и период выполнения подрядной организацией гарантийных обязательств — как правило, он не больше 36 месяцев.

Египетский мост

Резонанс

Египетский мост был построен в 1825–1826 годах по проекту
и под руководством инженеров В. фон Треттера и В. А. Христиановича.
20 января 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу ему двигались 11 саней с возницами. В этот момент мост рухнул на лед Фонтанки. К счастью, обошлось без жертв.
Достоверная причина столь внезапной аварии так и осталась загадкой. Изначально предполагалось, что конструкция моста не выдержала слишком ритмичных колебаний от слаженного шага военных и срезонировала. Эта версия в качестве наглядного примера даже была включена в школьную программу по физике. Кроме того, была введена новая военная команда: «Идти не в ногу!» — она дается строевой колонне перед выходом на любой мост. Выдвинутая и растиражированная гипотеза произошедшего не была подкреплена никакими физико-математическими экспериментами или расчетами. Между тем существуют свидетельства очевидцев, что солдаты проезжали по мосту верхом. Это не могло вызвать явление резонанса в конструкции моста, ибо выдрессировать животных двигаться в ногу невозможно.

Содержание выпуска № 5 (27) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России