Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Маленький изящный самолетик

Маленький изящный самолетик
Могли ли мы в своем беспечном босоногом детстве знать, что, запуская свой первый бумажный самолетик, невольно приобщаемся и к высочайшим технологиям космических челноков и к четырехтысячелетним тайнам Древнего Египта. А сколько еще всего спрятала история между ними…



Что может быть страшнее для авиапассажира, чем отказ двигателя самолета? А вот этому летательному аппарату, который только внешне напоминает самолет, такая поломка нипочем, потому что он способен парить в воздухе долгие часы и пролетать десятки километров без мотора. И дело тут не в чудесах, а в законах физики. Задолго до появления самолетов и вертолетов люди научились летать на летательных аппаратах тяжелее воздуха, используя только лишь аэродинамическую подъемную силу воздушных потоков. Одним из первых летательных аппаратов такого класса стал планер.

С рулем и ветрилом

И все-таки, каким же образом планер держится в воздухе? Сила тяжести планера, направленная вниз, уравновешивается подъемной силой, создаваемой крылом планера и восходящими потоками воздуха, — именно благодаря этому противодействию планер держится в воздухе. Этот аппарат бесшумно летит в вышине, скользя на огромных легких узких крыльях, а ветер и восходящие потоки позволяют ему передвигаться на очень большие расстояния, переходя из одного воздушного течения в другое. Последние достижения в области аэродинамики и материаловедения позволяют создавать конструкции, способные пролететь в спокойном воздухе до 60 км, стартовав с высоты 1 км. Для подъема безмоторного планера в воздух чаще всего используется самолет-буксировщик, иногда применяется лебедка или другая движущая сила, например автомобиль.

Смерть Тутанхамона

Избалованному достижениями научно-технического прогресса современному человеку трудно поверить в то, что в далекой древности люди также умели летать. Однако, как считают некоторые археологи и историки, конструкции, способные к планирующему полету, известны человеку с древности. Впоследствии технологии первых полетов были безвозвратно утеряны, а рассказы о них превратились в мифы и легенды.
Но от предположений перейдем к фактам. В 1898 году в гробнице в районе египетского поселения Саккара был найден 15-сантиметровой длины деревянный предмет, очень похожий на современный планер. Странный предмет имел корпус, фюзеляж, 18-сантиметровые крылья, слегка загибающиеся книзу, закрепленный руль направления и хвост. Ученые решили, что это фигурка какой-то птицы, и спрятали ее в подвале Каирского музея.
Прошло много лет,  прежде чем египетский ученый Халил Мессих, изучив в 1972 году «статуэтку», пришел к выводу, что это не что иное, как модель планера! А когда за дело взялись специалисты по самолетостроению, то оказалось, что геометрия крыла египетского планера почти полностью соответствует крылу американского транспортного самолета «Геркулес». Мессих пошел дальше и по образу своей находки построил экспериментальный планер и тот полетел!
С еще более сенсационным заявлением выступил историк Уильям Дейч: египетский фараон Тутанхамон погиб 3300 лет назад в авиакатастрофе! По его мнению, древние египтяне поднимались в воздух на примитивных планерах. «Интересно заметить, — писал Дейч, —  что многие члены царской семьи Древнего Египта, включая Тутанхамона, умерли с переломанными ногами и множественными ранами, будто их смерть произошла в результате падения с большой высоты».

Отсталая Европа

В Европе также интересовались возможностями планирующих полетов, но вот к попыткам практического воплощения этой идеи изобретатели приступили лишь в середине XIX века. В 1853 году англичанин Джордж Кейли смог несколько метров пролететь на махолете собственной конструкции. Один из первых планеров-парителей, сконструированный французом Жан-Мари Ле Бри, был опробован в полете в 1857 году. Для того чтобы поднять свой летательный аппарат в воздух, Ле Бри установил его на тележке, запряженной лошадьми. Так был открыт используемый в наши дни буксирный метод старта. Во время первого испытания произошел трагикомичный случай: буксирный трос во время разгона зацепился за сиденье кучера. Планер вместе с кучером и его креслом взмыл в воздух на высоту около 100 м — к счастью, обошлось без серьезных травм.
Новую историю в развитии планеризма открыл немецкий конструктор и экспериментатор Отто Лилиенталь. На рубеже XIX-XX веков он создал более 18 различных моделей планеров и совершил на них свыше 2 тыс. полетов различной дальности. Жизнь бесстрашного покорителя небес закончилась трагично. 3 августа 1896 года, совершая полет на планере новой конструкции, Лилиенталь упал с высоты 30 м и сломал позвоночник.
Современные планеры отличаются своей безопасностью и большим разно­образием: начиная от сверхлегких, весом в десяток килограммов, и заканчивая космическими челноками, стартовой массой более 100 т и скоростью на орбите 28 тыс. км/ч. Любой крылатый космический корабль снижается в атмосфере и садится в режиме планера. Научный прогресс зашел настолько далеко, что не так давно был создан виртуальный планер. Разработчикам из компании Dreamality Technologies при создании симулятора планера Dream Glider удалось добиться непревзойденного уровня реализма, и тот, кому посчастливится полетать на этом тренажере, почувствует себя  настоящим планеристом. Отличие лишь в том, что виртуальный летчик не подвергает себя никакому риску. А вот настоящих  пилотов подстерегают в воздухе самые неожиданные опасности.

Россия, Аляска — два берега

Подавляющее большинство происшествий и инцидентов при полетах на планерах происходит по вине пилота. Набрав высоту, планер почти всегда может лететь сам по себе, а основная задача пилота — распознать внештатную ситуацию и принять правильное решение. По данным фонда авиационной безопасности США, 68% катастроф планеров происходит из-за метеоусловий, когда пилоты принимают неграмотные решения перед началом полета или непосредственно в полете. Около 15% всех летных происшествий со смертельным исходом в планерном спорте случаются в течение первых нескольких секунд или минут полета. Основными причинами происшествий становятся внештатные ситуации при буксировке и халатное отношение пилотов к требованию тщательного предполетного осмотра летательного аппарата.
В последние годы романтика советского планеризма возвращается, пленяя все большее число россиян. В нашей стране действует не одна школа планеризма, где инструктаж ведут очень опытные пилоты, открываются новые школы, регулярно проводятся спортивные соревнования различных уровней. Несмотря на это, полеты на планерах в настоящее время находятся в своеобразном правовом вакууме. А в вакууме, как известно, крыло не держит. Впрочем, подобная ситуация характерна для всей сверхлегкой авиации.
Многие планерные клубы на сегодняшний день не включают страхование клиента в свои услуги и не несут практически никакой ответственности за жизнь и здоровье своих курсантов. Напрашивается вопрос: кто будет отвечать за последствия несчастных случаев? Этот вопрос останется открытым до тех пор, пока чиновники из Федеральной авиационной службы не выработают прозрачный и действенный механизм лицензирования и сертификации деятельности специальных планерных школ и клубов.

Бумеранги ответственности

И все же, несмотря на предлагаемые услуги, российские экстремалы уклоняются от страхования, считая это занятие пустой тратой денег. Страхование своего летательного аппарата и своей жизни — личное дело каждого. А вот кто будет отвечать, если будет нанесен ущерб здоровью третьей стороны? На Западе люди подходят к вопросам страхования своей ответственности со всей серьезностью, потому что в противном случае виновный, не имея страховки, может понести значительные убытки. Инциденты, связанные с планерами, порой случаются на ровном месте, в условиях, когда никто не мог бы даже предположить возможность трагедии. Приведем несколько примеров. Австралия. В отличную летную погоду  при видимости более 15 км  пилот одноместного планера при посадке врезался в двухместный планер. Погибло трое человек. В той же Австралии два года назад произошел еще более неожиданный случай. Мог ли пилот планера, принадлежащего одному из сиднейских планерных клубов, предположить, что его летательный аппарат собьет с ног господина Вордла и его жену, которые прогуливались по живописному  пляжу. Однако так оно и произошло. В результате инцидента господин Вордл получил серьезный перелом ноги и на долгое время потерял трудоспособность. По решению суда страховая компания планерного клуба выплатила пострадавшему сумму в размере $500 тыс.

Спасение улетающих

Тем временем пилоты планеров могут самостоятельно позаботиться о своей безопасности и безопасности своих пассажиров, тем более что страхование авиационных рисков сверхлегкой авиации в России уже не является чем-то из ряда вон выходящим и многие страховые компании предлагают свои услуги в этой области.
Страховщики в рамках пакета услуг страхования авиационных рисков предлагают владельцам планеров застраховать гражданско-правовую ответственность  за пассажиров и за столкновение с другими воздушными судами, а также страхование от несчастных случаев. Договор страхования можно заключить как на определенный срок, так и на время выполнения определенного полета.
Планеры, обладающие высокими летно-техническими характеристиками, и особенно западного производства, — дорогое удовольствие. Если вы застрахуете риски авиакаско во время полетов, транспортировки и буксировки, то страховая компания возместит ущерб в случае гибели или повреждения вашего планера. Страховая сумма, как правило, определяется исходя из страховой стоимости летательного аппарата. Будьте готовы к тому, что страховщики в обязательном порядке потребуют свидетельство о летной годности и разрешение на полеты.
Уильям Дейч утверждал, что полеты на планерах считались в Египте божественным делом и были привилегией членов семьи фараона. Сегодня полетать на планере может любой желающий, и при этом совсем необязательно покупать собственный планер и учиться летать. Достаточно воспользоваться услугами планерных клубов, осуществляющих коммерческие полеты. И пока планеризм существует, по сути, вне правового поля, каждому желающему пережить состояние свободного полета придется летать на свой страх и риск, полагаясь на опыт и выдержку пилота.

Содержание выпуска № 2 (24) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России