|
Руководитель Минздравсоцразвития Эльвира Набиуллина на днях призвала все медицинское сообщество помочь государству в разработке
Стратегии развития здравоохранения до 2020 года, поделиться своими предложениями по улучшению работы медицинской отрасли.
|
|
Несмотря на отсутствие конкретных предложений, одна из основополагающих идей будущего документа заключается в перекладывании ответственности за эффективно работающую медицину с государственного аппарата на частный бизнес. Система обязательного медицинского страхования, финансирование которой осуществляется за счет государственных средств, станет доступной не только госмедучреждениям, но и частному сектору медицины. В результате все большую роль станут играть коммерческие клиники, которые будут работать не только в привычной для них системе ДМС, но и возьмут под контроль систему обязательного медицинского страхования; а также страховые компании, заинтересованные как в «платных» клиентах, так и в имеющих полисы ОМС.
Выборы!
Эльвира Набиуллина
руководитель Минздравсоцразвития |
Выбор одной из двух моделей развития ОМС позволит медицине развиваться эффективно.
Классическая система обязательного медицинского страхования в России искажена. В теории (и на опыте организации системы здравоохранения в европейских странах) ОМС может развиваться эффективно только в одном направлении: рыночном либо социальном. По словам заместителя председателя Комитета по здравоохранению правительства СПб Фарита Кадырова, в России присутствуют одновременно обе составляющие. В первом случае есть система ОМС, контролируемая коммерческими страховыми организациями, которые в условиях жесткой конкуренции борются за каждого клиента, предлагая ему лучших врачей. А во втором — определяющая роль принадлежит государству, которое распределяет бюджетные средства. И в отсутствие механизма конкуренции страховые компании в их нынешнем виде становятся ненужными. В результате слияния этих моделей получается парадоксальная ситуация: страховые компании должны действовать по рыночным ценам, выявлять слабые места, финансово наказывать медучреждения, а Территориальный фонд ОМС как представитель государства настаивает скорее на социальной политике: медработники государственных медицинских учреждений должны получать свою заработную плату в любом случае. «Рыночные механизмы в таком случае не могут быть довлеющими, но выбор модели развития ОМС сделать необходимо, и не только на уровне города, но и страны в целом», — уверен Фарит Кадыров.
Закон есть закон
Государство уже делает первые шаги к изменению существующей
Фарит Кадыров
председатель комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга |
системы здравоохранения. В скором времени планируется принятие двух основных законов — Закона об ОМС и Закона о государственных гарантиях медицинской помощи. Первый должен полноценно заменить существующий сегодня закон «О медицинском страховании граждан РФ», который регулирует одновременно и обязательное, и добровольное медицинское страхование. Регулирует плохо, так как в каждом субъекте РФ существует своя система ОМС, и между собой они не стыкуются, в результате чего возникают проблемы, связанные с обеспечением медицинской помощи граждан другого региона, с возмещением затрат жителей других регионов.
Второй важный законопроект, если будет принят, закрепит стандарты качества оказания медицинской помощи. Например, должны быть четко определены параметры лечения каждого заболевания: вид отделения, где пациент будет лечиться, вид и количество необходимых медикаментов, вид и количество процедур, которые должен получить пациент. Исходя из этих стандартов будет рассчитываться и финансирование.
ОМС — в частные руки
В середине прошлого года четыре коммерческие клиники получили возможность работать в системе ОМС. Правда, добиться такого разрешения удалось только через суд. Комитет по здравоохранению не против того, чтобы частные медучреждения и дальше становились полноправными участниками ОМС, но работали бы не в рамках существующей модели, когда с пациентов берется разница между тем, что обеспечивает им государство в рамках ОМС, и ценой услуги в коммерческом учреждении. «Наша позиция принципиальная: если коммерческая структура хочет работать в системе ОМС, то помощь должна предоставляться бесплатно, как и полагается в рамках закона», — считает Фарит Кадыров.
По оценкам экспертов, система ОМС сегодня далека от понятия эффективности. Врачи в поликлиниках лечат, а не вылечивают, большинству важен сам процесс работы, а не результат. В конечном итоге, пациенту приходится лечить одну и ту же болезнь несколько раз и подолгу. Только когда в ОМС будет полноценно включена страховая компания, как организатор финансовых потоков и контролер эффективности предоставления услуг система будет действовать. «А дальше придет и ответственность медучреждений, их персонала, частнопрактикующих врачей и ассоциаций», — уверен доцент кафедры страхования ФИНЭК Денис Горулев.
В ответе за работу
Денис Горулев
доцент кафедры
страхования ФИНЭК |
Отсутствие возможности наказать виновного врача — одна из основных проблем в функционировании системы ОМС. Так, если пациент застрахован в рамках добровольного медстрахования и оказывается чем-то неудовлетворен, то страховщик обязательно решает проблему, разбирается и при необходимости наказывает медучреждение. Иначе пациент уйдет в другую страховую компанию, где о нем действительно позаботятся. В конце концов ведь он платит деньги за то, чтобы ему предоставили соответствующий уровень медицинских услуг. В рамках же ОМС отношения «пациент — медучреждение — страховщик» не так прозрачны. Возвести ОМС на уровень ДМС удается лишь отдельным страховщикам. А общепринятой практикой решения споров по врачебным ошибкам остается либо суд, либо мировое соглашение сторон. Государство, в свою очередь, готовит законопроект о страховании профответственности медработников, но когда он будет принят пока неизвестно.
shadursky.ru