Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Что день грядущий нам готовит?

Что день грядущий нам готовит?
Издательский дом «Коммерсантъ» провел ежегодную конференцию «Страхование-2008», на которой представители страховых компаний обсудили перспективы рынка страхования в условиях мирового финансового кризиса.



Кризисные настроения

По сведениям страхнадзора, на 30.06.2008 в Северо-Западном федеральном округе работало 489 страховых организаций, из них 77 — зарегистрированы в СЗФО и 412 — филиалы СК из других федеральных округов, в основном из Москвы. Отмечена диспропорция в выплатах и сборах среди отделений СК в Петербурге и других городах СЗФО, а также давление со стороны московских компаний. В целом за прошлый год объем премий вырос на 20 % по сравнению с 2006 годом, но вот к какому итогу придут страховщики в конце этого года, сказать сложно.
По мнению Анны Загорской, главного специалиста-эксперта отдела сводной отчетности и финансового контроля Инспекции страхового надзора по СЗФО, мировой финансовый кризис может вызвать некоторые проблемы в деятельности страхового рынка. В первую очередь это связано с общим снижением деловой активности — страховые продукты хуже будут продаваться через банки, СК не получат запланированный инвестиционный доход и ожидаемую страховую премию. Есть и другие причины, вызванные исполнением закона о страховании. Список активов для инвестирования резко сокращается, ведь СК может вкладывать деньги страхователей только в надежные бумаги, а кризис внес большие коррективы в устойчивость выпускающих акции компаний.
Ту же тенденцию подтверждает и Евгений Макаренко, начальник управления страхования автотранспортных средств Северо-Западного филиала ЗАО «СГ «УралСиб»». Он говорит, что из-за роста числа увольнений снизятся и номинальные, и реальные доходы населения, следовательно, желание купить полис возникнет у меньшего числа людей. Больше всего, пожалуй, проблемы страховщиков связаны с банковским сектором, так как в докризисные времена большую часть портфелей СК составляло страхование кредитов. Сейчас же на этот сектор страхового рынка посыпался град неприятностей: уменьшение объемов кредитования физических лиц, выдаваемых сумм; снижение сроков кредитования; ужесточения требований к заемщику. Не радует и сокращение числа игроков на финансовом рынке, в первую очередь банков и лизинговых компаний — основных партнеров СК.
Большое снижение страховых взносов ожидается по страхованию имущества юридических лиц, строительно-монтажных рисков и ДМС. По мнению экспертов, корпоративный блок находится под ударом. Компании сначала будут сокращать не зарплаты, а соцпакет, и это коснется в первую очередь добровольного медицинского страхования.
Сохранение взносов или их незначительное снижение прогнозируется по страхованию транспортных средств физических лиц (из-за уменьшения продаж автомобилей), имущества физлиц и личному страхованию. Кризис, как прогнозируют эксперты, повлечет за собой рост выплат по страхованию госконтрактов и каско.
Есть мнение, что станет больше мошенничеств по каско. Платежеспособность населения снижается, денег на выплату кредитов нет, и погасить долг перед банком многие постараются за счет страховщика — автомобили в ближайшем будущем начнут чаще гореть и подвергаться угонам. А ведь только-только наметилась положительная тенденция — в этом году угонов стало на 30 % меньше, чем в прошлом, СК вздохнули с облегчением и понизили тарифы по риску «угон». Теперь, конечно, ставки пересмотрят.

Железный конь — источник огорчений

Подстерегают банки и страховщиков и другие риски. Например, обесценивание или неправильная первоначальная оценка предмета залога, когда страхователь использует автомобиль для регулярного получения страхового возмещения, найдя для себя тем самым постоянный источник дохода. Бывает еще, что в страховую сумму закладывают первоначальный взнос по кредиту, страховую премию по каско и ОСАГО, стоимость дополнительного оборудования, расходы по постановке транспортного средства на учет и прохождению технического осмотра, и в результате страховая сумма превышает реальную стоимость автомобиля в полтора раза. Но при страховом случае СК по закону выплатит не больше, чем стоимость автомобиля в салоне, и возмущенный клиент пойдет в суд, где пока решения по таким делам принимаются в пользу то истца, то страховщика.
Наибольшую опасность представляет выдача кредита и страхование ТС по документам — ведь самой-то машины может и не быть. Правда, введение предстрахового осмотра независимыми аварийными комиссарами снизило риск такого мошенничества.
Помимо недобросовестных клиентов, есть и другие факторы убыточности. Андрей Знаменский, заместитель генерального директора по автострахованию СК «Русский мир», называет четыре самые болезненные проблемы: количество транспортных средств, организация дорожного движения, качество подготовки водителей и условия страхования.
За последнее время материальное положение россиян улучшилось, и все стремятся стать автовладельцами. Только вот для страховщиков, в отличие от автодилеров, это не такая уж большая радость. Машин на дорогах стало больше и аварий, соответственно, тоже, в итоге убыточность автострахования неуклонно растет.
Организация дорожного движения оставляет желать лучшего. Даже сигналы светофоров на одном перекрестке могут противоречить друг другу, что приводит к ДТП, не говоря уже об открытых люках на проезжей части. Проблем на дорогах много, а ответственных найти совсем непросто.
Да еще подливает масла в огонь то, что далеко не все автолюбители умеют водить машину. Судите сами, на запрос «Помощь в получении водительских прав в Санкт-Петербурге» «Яндекс» выдает 23 000 страниц различных контор, по сути, продающих водительские «корочки». Печально, но факт: 20 % водителей-новичков «купили» права и 70 % — платили, чтобы сдать экзамены. На фоне повышенного спроса на спортивные автомобили эта статистика особенно огорчает.
И все равно страховщики идут навстречу клиентам, предлагая мягкие условия страхования, такие как выплаты без документов, подтверждающих факт страхового случая. А под напором кредитных организаций страховщики практически не применяют франшизы, получая в итоге множество заявок по мелким повреждениям.
В целом же средний убыток зависит от конструкции автомобилей, стоимости ремонта и тяжести ДТП. И динамика здесь отнюдь не положительная. Конструкция автомобилей меняется, повышается пассивная безопасность (подушки, шторки, преднатяжители, жесткость кузова и т. п.), вследствие чего у водителя и пассажиров больше шансов не пострадать при аварии, зато повреждения ТС при этом серьезнее. Усугубляет ситуацию низкая ремонтопригодность современных авто, предполагающая полную замену и окраску элементов кузова — на сервис после ДТП придется потратить намного больше времени и денег. К сожалению, в Петербурге и со станциями техобслуживания ситуация не радужная: дорогие запчасти, высокие расценки на нормо-час, да еще и дилеры используют нерыночные методы — грозят лишить клиента гарантии, если он решит чинить машину на другой сервисной станции, рекомендованной страховщиком исходя из оптимального соотношения цены и сроков ремонта.
Видят страховщики в финансовом кризисе и положительные моменты — повысится конкуренция между автосалонами, а водители будут бережнее относиться к автомобилю. Однако тарифы по каско будут расти, поскольку сейчас они занижены.

Продажи обрастают паутиной

По мнению Татьяны Никитиной, первого заместителя генерального директора ООО «Росгосстрах Северо-Запад», сегодня наблюдается очень неравномерное распределение продаж страховых продуктов по каналам, и это создает большие трудности. Через автосалоны продается 15–17 % полисов каско и
ОСАГО. Это самый дорогой канал продаж с самыми высокими комиссиями, при этом дилеры еще и диктуют страховщикам свои дополнительные условия, зачастую крайне невыгодные.
Рост потребительского кредитования в свое время повлек активное развитие страхования, но смещение в сторону продажи страховых услуг через банки сделало страховой рынок очень зависимым от банковского сектора, проблемы которого тут же отражаются на СК. К примеру, страхование ипотеки раньше давало возможность страховщикам компенсировать убыточность других видов страхования, а сейчас ипотека будет сворачиваться, сборы премии уменьшатся, и финансовая устойчивость СК пошатнется.
В противовес традиционным каналам продаж несколько страховщиков предлагают покупку полиса в Интернете. Так, полисы автострахования можно приобрести на сайте или через колл-центр. Причем стоимость полиса каско при такой покупке снижается процентов на 15, так как клиент сам заполняет поля страховки, выполняя в принципе обязанности агента, на чем и экономит. Как ни странно, основные клиенты Direct Insurance — не молодежь, а люди среднего возраста, страхующие машины массового сегмента стоимостью 300–600 тыс. рублей.
Что касается продаж через отделения СК в разных районах города, то неэффективные точки будут закрыты. Если же в районе несколько отделений, то останутся те, которые предоставляют полный сервис.

Татьяна Никитина

Татьяна Никитина
первый заместитель генерального директора «Росгосстрах Северо-Запад»
Автодилеры сегодня - самый дорогой канал продаж, который работает по самым низким тарифам и который диктует условия страховщикам. Как представитель «Росгосстраха» я готова сейчас выступить с инициативой, прежде всего, для крупных брэндовых страховщиков: если они готовы совместно с нами устанавливать правила взаимодействия с нестраховыми посредниками, то я готова или к ним примкнуть, или их возглавить.

Содержание выпуска № 10 (32) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России