Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Надежда капитана Немо

Надежда капитана Немо
«Электрическое излучение угасло мгновенно, и два гигантских водяных столба обрушились на палубу фрегата, сбивая с ног людей, ломая фальшборты. Раздался страшный треск, и, не успев схватиться за поручни, я вылетел за борт».



Когда в 1870 году был издан фантастический роман о приключениях капитана Немо, подводные лодки уже существовали. Более того, они с успехом применялись в боевых действиях.

…подкрался незаметно

Первая боевая субмарина была создана в США Хорасом Л. Ханли во время гражданской войны. В 1864 году подлодка «Ханли» потопила винтовой корвет северян, причем ей удалось спастись после взрыва мины. Справедливости ради скажем, что Ханли построил свою субмарину не на пустом месте. (Вспомним, что капитану Немо удалось создать «Наутилус» благодаря блестящему образованию, полученному в Европе.) Еще 1620 году голландский ученый Корнелий ван Дреббель создал подводное весельное судно по заказу короля Англии Джеймса. Лодка прошла удачные испытания в Темзе, погружаясь на глубину до четырех метров. Интерес к новому изобретению был очень велик, но массовое строительство и применение субмарин сдерживал паровой двигатель. С появлением дизельных и электрических двигателей подводные лодки получили статус стратегического вооружения.
Во время Второй мировой войны в составе морского флота всех воюющих стран насчитывалось свыше 600 боевых субмарин. Любопытно, что на вооружении японского флота появились даже подводные авианосцы. Эти корабли транспортировали легкие гидросамолеты, которые хранились в сложенном виде в специальном ангаре внутри субмарины. Взлет производился при всплытии подводной лодки. В сентябре 1942 года с японского подводного авианосца I-25 взлетел самолет и сбросил на территорию штата Орегон две зажигательные бомбы, которые по плану командования должны были вызвать обширные лесные пожары. Бомбы над Орегоном — единственный случай бомбардировки континентальной части США за всю Вторую мировую войну.

«Консервная банка»

Обратная сторона высокой боевой эффективности подводных лодок — повышенный риск их эксплуатации. Как правило, авария приводит к полной гибели судна и экипажа. Основные риски связаны прежде всего со спецификой погружения субмарин под воду. Уже упоминавшаяся подлодка «Ханли» затонула через 45 минут после выполнения боевой задачи, открыв счет авариям на подводных кораблях. Приливная волна захлестнула открытый люк военной субмарины.
Основная причина гибели современных атомных подводных лодок (АПЛ) — это пожары. Наиболее серьезные аварии, вызванные возгоранием, заканчиваются проникновением забортной воды внутрь корпуса, в результате чего судно теряет продольную устойчивость и идет ко дну. Другая причина — выход из строя энергетической установки: по сути лодка лишается источника энергии. Нередко аварии случаются по вине экипажа — ведь подводники испытывают физические и психологические перегрузки, связанные опять-таки с погружением.

На стапеле

Совершенно очевидно, что военные подводные лодки не страхуются. В случае гибели субмарины государство гарантирует финансовую помощь семьям пострадавших подводников. Многомиллионные убытки от потери АПЛ увеличивают операции по поднятию их на поверхность и последующая утилизация. Однако страховые компании играют важнейшую роль в защите экономических интересов судостроительных предприятий на стадии строительства и переоборудования подводных судов. В настоящее время стоимость одной подводной лодки может достигать десятков миллионов долларов, что требует страховых программ по полному покрытию строительно-монтажных рисков. Жизненную необходимость таких программ продемонстрировал пожар на Адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга в ноябре 2007 года. Пожар вспыхнул на строящейся подводной лодке. Убытки судостроительных предприятий от таких происшествий могут исчисляться миллионами долларов, угрожая банкротством. При этом единственной защитой интересов судостроителей остается страхование.
На первый взгляд может показаться, что подводные лодки не представляют особого интереса для страхового бизнеса. Военные суда с атомными установками, баллистическими и крылатыми ракетами на борту погружаются на глубину до 600 метров и в конечном счете предназначены для выполнения боевых задач.
А если речь идет о комфортабельной субмарине с широкими диванами, панорамными иллюминаторами, баром, рестораном и прочими прелестями, погружающейся в кристально чистые воды Французской Полинезии?

40 000 человек под водой

Первая туристическая подводная лодка «Августин Пиккард» появилась в Швейцарии в начале 1960-х годов. Она использовалась в качестве аттракциона для участников и гостей Швейцарской национальной выставки, проходившей в 1964 году на берегу Женевского озера. «Августин» совершил 1100 погружений на глубину 250 метров с 40 пассажирами на борту. Бурное развитие индустрия экскурсий на подводных лодках получила в США с середины 1980-х годов. Инвестиции потекли в эту отрасль рекой по двум причинам. Во-первых, окупаемость бизнеса превзошла все ожидания — операторы подводных лодок возвращали многомиллионные вложения уже через год. Во-вторых, подтвердилась высокая безопасность научно-исследовательских и туристических субмарин, на которых, в отличие от военных, устанавливают главным образом дизельные двигатели.
По данным Береговой охраны США за более чем 40 лет использования подводных лодок в научных и коммерческих целях не произошло ни одного затопления субмарины и зарегистрировано всего три случая гибели пассажиров. Согласно исследованию безопасности туристических субмарин по инициативе Национального научно-исследовательского совета США, за первые десять лет существования новой туристической услуги под водой побывало около 750 тыс. человек. С каждым годом число таких путешественников растет. Средний доход операторов коммерческих подводных лодок составляет примерно 3 млн долларов в год.
Даже с учетом почти стопроцентной безопасности погружений на экскурсионных лодках трудно представить западного предпринимателя, который не застраховал бы свое многомиллионное подводное судно от повреждений и не позаботился о страховании собственной ответственности. Слово за страховщиками.

Без бумажки ты не лодка

Сегодня в США застраховать подводную лодку от всех рисков не составляет большого труда. Предложений на рынке более чем достаточно. Обязательное для выполнения условие страховых компаний — соответствие подводной лодки всем федеральным требованиям по безопасности. Свод федеральных правил США предусматривает процедуру сертификации всех построенных в стране или эксплуатирующихся в ее территориальных водах судов, включая подводные лодки. Поэтому первый шаг к получению страховки — сертификат о мореходности, который выдает Береговая охрана. Затем субмарина должна получить классификацию в одном из квалификационных обществ, например в Американском бюро судоходства или в Судовом регистре «Ллойдз».
Имея эти документы, оператор может застраховать свое подводное судно по рискам каско, а также свою гражданскую ответственность. «Ллойдз» не только классифицирует, но и активно страхует подводные лодки. Размер страховой премии зависит от множества факторов — начиная от типа субмарины и ее возраста и заканчивая местом ее эксплуатации. В среднем ежегодные затраты операторов на страхование составляют около 100 тыс. долларов.

Yellow submarine

В последние годы тема страхования подводных лодок получила неожиданное продолжение. И связано это с новой статусной прихотью миллиардеров. Основатель и президент американской компании — производителя частных подводных лодок U.S. Submarine Брюс Джонс уверяет, что на его верфи размещено около двух сотен заказов. Одним из последних детищ Джонса стала роскошная субмарина «Феникс-1000», стоимостью 80 млн долларов, построенная для Романа Абрамовича. Есть и знаменитая желтая подводная лодка. Только живет в ней не Пол Маккартни, а его тезка — Пол Ален, один из основателей Microsoft.
Возможно, в скором будущем страхование подводных лодок станет столь же обыденным, как страхование автомобиля. В прошлом году голландская  фирма U-boat поставила на поток производство субмарин «экономкласса», стоимостью от 70 до 100 тыс. долларов. Найдут ли голландцы своего покупателя — покажет время.

Содержание выпуска № 10 (32) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России