Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Бизнес пчел

Бизнес пчел
Второй день Международного Петербургского страхового конгресса проходил под лозунгом: «Поделись опытом решения проблем. Страховой мир без границ». Эти установки были реализованы в ходе свободных дискуссий, прошедших в конференц-залах гостиницы «Англетер».
Владимир Михайлов
специальный корреспондент
портал «Страховой случай»

Баланс в умах

Серьезная дискуссия развернулась при обсуждении такой сравнительно новой для российских страховщиков методики работы, как система сбалансированных показателей. Сразу скажем, что это нечто другое, чем знакомое понятие «сбалансированный портфель». С портфелями у наших страховых компаний все более-менее в порядке — они научились комплектовать их так, чтобы не работать в убыток. А система сбалансированных показателей (ССП) позволяет оценивать труд каждого сотрудника в отдельности.
Система применима только тогда, когда каждый сотрудник страховой компании работает на единое целое, когда каждая индивидуальная цель является составной частью большой коллективной цели. Когда отсекается все ненужное, второстепенное и сотрудник нацеливается на то, что действительно важно для компании. При этом на протяжении всего бизнес-процесса руководство постоянно его отслеживает, имея перед собой конкретные цифры, характеризующие полезность той или иной деятельности сотрудника. Строго говоря, эта система помогает каждому работнику понять, что нужно делать, в каком направлении развивать активность, какие методы использовать и т. д. Причем обеспечивается увязывание деятельности с основными процессами, происходящими в компании.
Об этой системе рассказывал, в частности, Сергей Краснов, старший преподаватель кафедры страхового права Санкт-Петербургского института управления и права. Он подчеркнул, что ССП всякий раз выстраивается под конкретный страховой бизнес, она не универсальна, а индивидуализирована, точнее, она универсальна только в базовых принципах. А дальше она подгоняется под конкретную компанию, как подгоняется сшитый на заказ пиджак.
Эти слова подтвердил, с точки зрения практика, Андрей Меренков, генеральный директор СК «Северная казна», в которой попытались внедрить такую систему. Подчеркнув, что эта система, взятая на вооружение определенной компанией, непременно претерпевает какие-то изменения, в качестве примера он привел опыт знакомых ему французских страховых компаний. ССП пришла к нам из-за рубежа, и там она работает, поскольку внедряется еще с середины 1990-х годов. У нас она пока прививается с немалым трудом — отечественный страховой бизнес, если можно так выразиться, «не заточен» под такую систему. У многих руководителей страховых компаний подход к ведению бизнеса пока другой: сотруднику дается задание обеспечить определенный уровень прибыльности, собрать страховые премии на установленную сумму. Что же касается стратегии, тактики и методики деятельности, то здесь полный вакуум и ноль информации.

«Звезды» страхования

Между тем, как представляется, рано или поздно новую методику внедрять придется. Сегодня для многих наших руководителей, которые являют собой тип так называемых «звезд», креативных и продуктивных, а значит, обеспечивающих успех бизнеса, характерен другой стиль. У каждого такого креативщика собственная, уникальная методика достижения успеха, и всеобщей она стать не может. Однако на «звезд» все время рассчитывать нельзя, по мере развития страхового дела в России рабочий процесс в страховании будет становиться все более рутинным, но одновременно и более прогнозируемым и предсказуемым. Успех станут обеспечивать «рабочие пчелы» страхового бизнеса — вот на них-то система сбалансированных показателей и рассчитана.
Есть и другие препятствия для внедрения этой системы на российском страховом рынке. Часть руководителей просто плохо понимают ее суть, то есть одна из препон — неинформированность. Другим руководителям просто не хочется заниматься этой кропотливой и нудной работой, тем более что нынешний немалый рост страхового бизнеса происходит за счет совсем иных факторов, которые пока никакого отношения к ССП не имеют. Система эффективна и востребована, когда предполагаемый рост исчисляется процентами; у нас же он составляет десятки процентов, и причины такого роста вовсе не в качественном улучшении методики работы. Особенно это касается филиалов крупных компаний в регионах. В российской глубинке, где одна-две компании открыли свои представительства, и не может быть заинтересованности в использовании каких бы то ни было прогрессивных систем и методик — успех и так обеспечен.
С осознанием и внедрением данной системы, как заметил Андрей Меренков, неразрывно связано такое понятие, как «миссия компании». С одной стороны, этот термин вроде бы вошел в обиход российских страховщиков, но пока воспринимается как дежурное выражение, как элемент бизнес-моды. Между тем система сбалансированных показателей — это и есть миссия компании, выраженная в цифрах. Сотрудник четко осознает, что он не просто занимается сбором денег с клиентов в надежде, что и сам получит соответствующее денежное вознаграждение, но и работает на какую-то идею. Ну и конечно, эта система рассчитана на те компании, которые планируют жить и развиваться долго, в течение десятилетий. Часть страхового бизнеса преследует одну цель: завоевать какой-то сегмент рынка, а потом продать компанию более сильному игроку. Те же, кто пришел в эту сферу всерьез и надолго, вынуждены брать на вооружение системы, которые позволяют снижать себестоимость производимых операций. А система сбалансированных показателей позволяет снижать себестоимость и не делать лишних и бессмысленных шагов. Она не рассчитана на выживание, а часть малых страховых компаний у нас именно выживают — их пульс на нитке. А тогда нет смысла внедрять что-то сложное и не всегда понятное, скорее необходим радикальный антикризисный менеджмент.

Апологеты «обязаловки»

Этой темой дискуссия не ограничилась. При обмене мнениями высказывались разные характеристики нынешней рыночной ситуации. Сегодня страховой защитой, если не брать в расчет некоторые обязательные виды страхования, пользуется лишь 5 % соотечественников. Каким образом российские страховщики могут охватить своими услугами 95 % населения? Как выясняется, у страховщиков нет серьезных мотиваций для привлечения клиентов. Многие из них занимаются в основном перехватом клиентов друг у друга, отвоевывают доли рынка у конкурентов. А тогда способ развития страхового рынка один: расширение списка обязательных видов страхования. Слабо верится, что потенциальные страхователи наконец-то осознают преимущества и цивилизованность страхования. В массах бытует устойчивое мнение: страховщики обирают население, а государство ему в этом помогает. И любая инициатива по внедрению нового вида страхования (пример ОСАГО) поначалу воспринимается в штыки.
Впрочем, в этом отношении ситуация в европейских странах не очень-то отличается от российской, как было замечено. Если спросить немецких или французских обывателей, что они думают о страховщиках, то каждый второй обвинит их в мошенничестве, да и государству достанется. Тем не менее страхование за рубежом развивается, и мы идем вслед за Европой.
Один из провокационных вопросов к участникам дискуссии, звучал так: «А кто из вас, уважаемые представители страхового сообщества, застрахован и по каким позициям?» Как выяснилось, те, кто занимаются теорией и практикой страхования, сами не очень-то активно пользуются страховой защитой — у большинства лишь обязательный стандартный набор, состоящий из медицинской и автомобильной страховки. И этот факт весьма красноречив: выходит, что и профессионалы пока мало доверяют собственному рынку.
Тем не менее иного пути, кроме развития страхования, у нас нет. Трудиться придется как пчелам — дело того стоит.

Содержание выпуска № 10 (32) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России