Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Конгрессмены & конгрессменши

Конгрессмены & конгрессменши
В середине сентября в гостинице «Англетер» прошел Международный Петербургский страховой конгресс — ISPIC 2008. Мероприятие проводилось впервые, однако с самого начала работы оно обозначило себя как интересную и живую встречу представителей страхового сообщества и различных общественных организаций, так или иначе связанных со страхованием.
Владимир Михайлов
специальный корреспондент
портал «Страховой случай»

Казалось бы, страховщики собираются на различные конференции и конгрессы не столь уж редко. Тем не менее, ISPIC 2008 явно не потеряется в ряду прочих форумов. В качестве инициатора встречи выступило известное в Петербурге Страховое коммуникационное агентство Shadursky Promotion, а его генеральный директор Егор Шадурский стал руководителем организационного комитета конгресса.
На конгрессе присутствовали представители от бизнеса, политики, науки. В частности, Общероссийскую общественную организацию «Опора России» представлял председатель регионального совета в Санкт-Петербурге Андрей Горюнов, Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» — руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения Эльгиз Качаев, Союз страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада — президент Андрей Сумбаров. Среди гостей были представители Карелии, Дальнего Востока, Екатеринбурга, хотя, как отметили организаторы, состав участников мог быть гораздо шире (особенно в международной части).
Работа разворачивалась, с одной стороны, по стандарту: пленарные заседания, доклады участников, вопросы к выступающим. С другой стороны, никакого стандарта и дежурного характера выступлений и близко не наблюдалось: сообщения затрагивали подлинные и животрепещущие проблемы страхового сообщества, и потому вызывали неподдельный интерес.

Всех задавим!

Так, президент Национальной страховой гильдии, а также член президиума Общероссийской общественной организации «Опора России» Ирина Алехина остро и полемично подвергла рассмотрению современную структуру страхового рынка. В частности, она задалась вопросом: сколько должно быть на рынке страховых компаний? Сейчас присутствует 830 компаний, но кое-кто во всеуслышание заявляет, что скоро их останется 30 или, допустим, 100. А почему? Чем объективно продиктовано такое катастрофическое сокращение? Нельзя сказать, что оно стопроцентно мотивировано объективным состоянием рынка и общества. Время покажет, как будет на самом деле, не надо торопиться с прогнозами. Было также замечено, что развитие рынка страхования, скорее всего, должно двигаться в сторону обязательных видов страхования, то есть с использованием механизма принуждения. Для доказательства было приведено сравнение: если у нас — фактически — эффективно работают только три вида обязательного страхования, то на Западе эти виды исчисляются десятками. Кроме того, в выступлении была подчеркнута роль общественной организации  «Опора России», в деле поддержки малого и среднего бизнеса. По словам Ирины Алехиной, эти виды бизнеса, обеспечивающие миллионы рабочих мест и являющиеся подлинной опорой национальной экономики, в настоящее время довольно слабо защищены в части страхования. И это очень актуальная задача для профессионалов: развернуть рынок страхования в сторону малого и среднего бизнеса.
Надо сказать, что разные компании чувствуют себя на рынке по-разному. Крупные — довольно уверенно, их не страшат никакие грядущие катаклизмы и перемены, в то время как средние и мелкие компании явно озабочены в перспективе такой понятной проблемой, как выживание в новых рыночных условиях. Опять же, разные позиции и стратегии демонстрируют компании, чья «голова» в Москве, и региональные страховые компании. Эти точки зрения, зачастую противоположные, были озвучены в докладах представителя «Росгосстраха» и екатеринбургской страховой компании «Северная казна».
Сообщение Дмитрия Куксинского, заместителя генерального директора и руководителя отдела корпоративных продаж компании «Росгосстрах», называлось: «Особенности развития бизнеса федеральной страховой компании в регионах». В этом докладе, в частности, было с уверенностью заявлено, что количество компаний в обозримом будущем, безусловно, сократится примерно до 100. Высказывание это симптоматично, оно подразумевает, по сути, смерть или поглощение мелких, и в первую очередь региональных игроков — федеральными. А значит, в перспективе их работу в регионах должны взять на себя филиалы крупных, по преимуществу московских компаний. На этом фоне другие особенности доклада, например, об индифферентности местных администраций или их заинтересованности в развитии филиалов в конкретных регионах, выглядели второстепенными.

Никто не хотел умирать

Но согласны ли региональные СК тихо умирать или быть «проглоченными» столичными акулами бизнеса? Как следовало из яркого и крайне интересного доклада генерального директора страховой компании «Северная казна» Александра Меренкова, вовсе не собираются. Показательна уже сама тема его сообщения: «Особенности работы региональной компании в условиях конкуренции с федеральными компаниями: новые технологии и маркетинговые ходы». По его словам, не очень мощные региональные игроки имеют все шансы выжить и даже процветать при условии, если они будут изобретательны в вопросах качества обслуживания и сервиса. Об этом свидетельствует хотя бы опыт зарубежных страховщиков, где основная конкуренция разворачивается не в области ценообразования, а в области как раз таки сервиса. Региональная компания может отвоевать свое место на рынке, если сумеет наладить хорошие, неформальные отношения с клиентом. Для крупных участников рынка каждый отдельный клиент — мало что значит, они оперируют массами, имея возможность, во-первых, снижать тарифы, во-вторых, предоставлять универсальный набор страховых услуг. Малая компания, работающая в регионе, обязана бороться за каждого клиента, причем подходить к нему индивидуально, а не как к безликому потребителю страховых услуг. То есть, как подчеркнул Александр Меренков, клиент должен, приобретая страховой продукт, получать удовольствие. Для этого страховщик практикует целый ряд необычных приемов, подходов, мероприятий, которые привлекают людей к страхованию, а также разнообразят их жизнь, превращая рутинный процесс страхования в род веселого шоу. Например, страховая компания пускала по улицам Екатеринбурга машину с громкоговорящим устройством, из которого раздавались остроумные частушки, посвященные теме страхования. Для детей постоянных клиентов устраивались специальные детские вечера и так далее. Эти и многие другие инструменты массового воздействия оказались очень грамотными маркетинговыми ходами, которые обеспечили страховщику устойчивое положение на рынке — эта компания не только не потерялась на фоне федеральных конкурентов, но и сумела привлечь к себе часть их клиентуры. Таким образом, еще раз была подтверждена истина: креативный подход спасает там, где не хватает ресурсов.

С того конца страны

Региональная тема была затронута и в выступлении Евгения Тулаева, представлявшего Дальневосточный союз страховщиков. Он рассказал об эффективных методах продвижения традиционных и новых видов страхования в регионах России на примере ДВФО. Округ довольно специ­фический, его площадь составляет практически третью часть территории России, население же — совсем небольшой процент от общего количества граждан. По словам докладчика, наиболее активно страховой бизнес развивается в Приморье, там работает 97 страховых компаний. Причем, что важно, доля рынка, захваченная столичными филиалами, здесь не столь уж большая, во всяком случае, в сравнении с другими регионами страны. Региональные и федеральные компании делят там рынок примерно поровну, что объясняется рядом факторов. В первую очередь это удаленность, во вторую — малонаселенность ДВФО, что ослабляет экспансию столичных компаний и позволяет весьма уверенно чувствовать там себя компаниям региональным. Вместе с тем, как было замечено, общие проблемы не могут не касаться и дальневосточных страховщиков, они тоже озабочены проблемами выживания. И в качестве одной из стратегий сохранения бизнеса выбрали встречную экспансию — в центральные города, в основном в Москву и Санкт-Петербург, где эти компании открывают свои филиалы.

Автографы «автогражданки»

Безусловно, все страховое сообщество интересует: чем чреваты те изменения в автомобильном страховании, которые произойдут в будущем году? Как известно, будет реализована практика прямого возмещения убытков, то есть порядок выплат принципиально изменится, что не может не повлиять на общую ситуацию на рынке страхования. Это влияние и попытался спрогнозировать заместитель генерального директора по автострахованию СК «Русский мир» Андрей Знаменский. Прежде всего докладчика интересовало влияние этих изменений на качество обслуживания, на дополнительный сервис, который предоставляют страховые компании. Будет ли улучшаться этот сервис? Вывод был сделан однозначный: он должен улучшиться в обязательном порядке, тому есть объективные причины. Дело в том, что в настоящее время условия по тому же ОСАГО во всех компаниях одинаковы, и клиент не выбирает страховую компанию, ему, в общем-то, все равно, где и как страховать свой автомобиль. За выплатой-то он пойдет в компанию, которая до наступления страхового случая ему просто неизвестна, это кот в мешке. Когда же убытки будут возмещаться в той компании, где ты страхуешь свое движимое имущество, страхователи будут обращать внимание на такие характеристики, как надежность, авторитетность, добросовестность в работе компании, поскольку надо иметь гарантии, что тебе выплатят деньги вовремя и в должном объеме. С другой стороны, в этой ситуации и компании начнут бороться за клиентуру, завоевывая ее в том числе и улучшением сервиса. Хотя, конечно, все без исключения последствия этих изменений предугадать невозможно. Не исключено, подчеркнул Андрей Знаменский, что результаты могут несколько отличаться от тех, на которые рассчитывают как законодатели, так и страховщики.

Обо всем понемногу

О ключевых принципах ценообразования в страховании было рассказано в докладе генерального директора страховой компании «Капитал-полис» Алексея Кузнецова. В выступлениях затрагивались также проблемы перестрахования, а представитель компании «Ортикон» рассказал об автоматизации страхового бизнеса. Не был обойден и вопрос несовершенства законодательства, в частности, об этом говорил президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Андрей Сумбаров. Продолжая затронутую Ириной Алехиной тему, он сказал, что де-юре, вообще-то, у нас прописаны в законах 86 обязательных видов страхования. Но, поскольку в этой части отсутствуют необходимые нормативные акты, де-факто востребовано лишь малое число из этих видов. Такое страхование реализуется не в четком правовом поле, а вроде как в неформальном варианте, что никак нельзя назвать нормальной ситуацией. В страховом законодательстве, было подчеркнуто, имеет место провал, зияние, которое должно быть заполнено. Кроме того, Андрей Сумбаров обстоятельно рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются некоммерческие профессиональные страховые организации на российском рынке.
Интересные мысли и наблюдения излагались не только в подготовленных докладах, но и при обмене мнениями по ходу мероприятия. Так, Егор Шадурский сделал важное замечание о стратегии и тактике, которой придерживается большинство российских страховых компаний. Эти компании, к сожалению, не стремятся развивать новые виды страхования, идти по творческому пути, они работают в основном в уже освоенных областях, например, с ОСАГО и каско. А главный стратегический прием — это отбор у конкурентов части клиентуры, когда в качестве метода выбирается демпинг, понижение расценок на страховые услуги на определенный период. Выход из этого порочного круга один: развивать новые страховые продукты, которые находились бы на стыке желаний и насущных потребностей клиента — и интересов страховщика.
Первый день работы конгресса на этом не завершился, после обеда началась работа по секциям, где устраивались круглые столы и разворачивались дискуссии. Обсуждались разные темы: проблемы ассистантских компаний и аварийных комиссаров, системные проблемы перестрахования, деятельность страховых посредников и так далее. Что касается проблематики второго дня, то об этом читайте отдельный материал.

Содержание выпуска № 10 (32) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России