Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Трудолюбивые трутни

Трудолюбивые трутни
В последнее десятилетие без этих летательных аппаратов не обходится ни одна крупная авиационная выставка. Размах разработок так велик, результаты боевого применения столь обнадеживают, а перспективы гражданского использования настолько широки, что в развитых странах говорить о беспилотных летательных аппаратах стало уже признаком хорошего тона.



Беспилотным летательным аппаратом (БПЛА), или дроном (от англ. drone — трутень), называют любой летательный аппарат тяжелее воздуха без экипажа, с дистанционным или автономным управлением. Практические разработки по созданию беспилотников начались еще в начале прош­лого столетия и казались в то время научной фантастикой. Но как только за дело взялись военные ведомства, которые и сейчас продолжают оставаться на передовой научно-технического прогресса, фантастические проекты стали реальностью. В 1910 году соотечественник легендарных братьев Райт военный инженер из Огайо Чарльз Кеттеринг получил финансирование от армии США и построил ряд беспилотных летательных аппаратов, получивших название Bug. Несмотря на успешные испытательные полеты, в боевых действиях они так и не применялись. В 1933 году в Великобритании появляется первый БПЛА многократного использования Queen Bee, который успешно служил в качестве радиоуправляемой мишени в Королевском военно-морском флоте с 1934 по 1943 год. В период холодной войны разработки БПЛА активно велись в СССР, США, Великобритании и Израиле. Чем же беспилотная боевая авиация привлекла столь пристальное внимание военных?

Прирожденные военные

С развитием системы ПВО разведка стала одной из самых опасных задач авиации. Пилотируемые разведчики вынужденно работали с больших дальностей, что значительно ограничивало их возможности. Разведывательные спутники авиационную разведку не заменяют хотя бы потому, что не могут дать необходимого для идентификации целей разрешения изображения. Поиск противника, отслеживание путей его перемещения, определение позиций артиллерии и ракетных установок могли надежно производиться только со средних и малых высот. И тут достоинства беспилотных самолетов очевидны: небольшие размеры и заметность, отсутствие потерь личного состава, сравнительно невысокая стоимость. Поэтому беспилотные летательные аппараты стали активно использоваться для разведки и наблюдения, увеличения дальности радиосвязи и ведения радиоэлектронной борьбы.
С ростом потерь авиации от ракет вьетнамских ПВО американская армия стала эффективно использовать беспилотники во Вьетнаме. В ходе войны американские БПЛА совершили почти 3500 полетов, причем потери составили около четырех процентов. Дроны применялись Израилем во время арабо-израильского конфликта в 1973 году. Они использовались для наблюдений и разведки, а также в качестве ложных целей. С помощью БПЛА израильская авиация добилась впечатляющих успехов.
В 1990-х годах американская армия с успехом применяла беспилотную авиацию в Персидском заливе. К примеру, одни только БПЛА Pioneer налетали в ходе операции «Буря в пустыне» свыше 1000 часов. Они действовали в интересах как сухопутных войск, отслеживая перемещения боевых вертолетов противника, так и в интересах флота — искали мины и корректировали огонь артиллерии линкоров. Впервые БПЛА класса Pioneer были оборудованы системой спутниковой навигации GPS.
С 2001 года в Афганистане и Ираке в составе американских ВВС насчитывалось около 20 различных моделей боевых БПЛА. К 2005 году они налетали более 100 000 часов. Сегодня можно с уверенностью сказать, что ни один современный вооруженный конфликт с участием развитых стран не обходится без участия беспилотной авиации.

На службе у «Газпрома»

Совершенно очевидно, что военная техника, участвующая в боевых действиях, не страхуется. Однако это не означает, что беспилотная авиация не имеет никакого отношения к страховому делу. Адаптация военных разработок к гражданским нуждам — естественный процесс развития технологий. Так было с интернетом, так происходит и с беспилотными летательными аппаратами. И если в России «Газпром» — это единственная коммерческая организация, которая с начала текущего года стала использовать БПЛА для мониторинга нефтегазовых объектов, то в США и странах ЕС беспилотники полным ходом получают «гражданство». И пока дорабатывается законодательная база, страховщики держат руку на пульсе, принимая в этом деле самое непосредственное участие. А некоторые компании уже не первый год предлагают уникальные страховые продукты.
Дроны в среднем на порядок дешевле пилотируемых самолетов, которые нужно оснащать системами жизнеобеспечения, защиты, кондиционирования и т. д. К тому же нет необходимости вкладывать огромные средства в подготовку пилотов. Так, один из лидеров на рынке коммерческих БПЛА — BAI Aerosystems продает беспилотники по 5 тыс. долларов за штуку. Такой дрон помещается в рюкзаке, но при этом способен выполнять широкий круг задач — от обнаружения лесных пожаров и слежения за транспортными потоками до участия в спасательных и поисковых операциях. Низкая стоимость беспилотников объясняется стремительным развитием вычислительной техники. «Железо» не только значительно подешевело, но и стало гораздо «умнее», компактнее и легче. А ведь именно от аппаратуры напрямую зависят функциональные возможности дронов. Еще один аргумент «за» — экономичность. По сравнению с пилотируемыми самолетами легкие БПЛА потребляют меньше топлива. К тому же машинам без пилота не нужны огромные аэродромы с бетонным покрытием. Для них достаточно построить грунтовую взлетно-посадочную полосу.

«Велосипедная дорожка»

В связи с бурным ростом отрасли американское Федеральное управление гражданской авиации (FAA) оказалось под давлением производителей, страховых компаний и будущих операторов БПЛА, которые требует ускорить процесс полной «легализации» этих летательных аппаратов в воздушном пространстве США. Однако чиновники FAA не склонны торопить события и подходят к вопросу регулирования полетов БПЛА со всей скрупулезностью. «Наше кредо, — комментирует ситуацию Ник Сабатини, руководитель Федерального авиационного агентства по авиационной безопасности, — начинается со слов «не навреди». И действительно, какие специ­фические риски связаны с эксплуатацией беспилотных летательных аппаратов?
Не секрет, что львиная доля авиационных происшествий происходит по вине пилотов. А беспилотные аппараты, управляемые дистанционно либо автономно, с помощью компьютера, разбиваются по причине их (пилотов) отсутствия. По статистике, приведенной в докладе Исследовательской службы Конгресса США (Congressional Research Service), беспилотники разбиваются в сто раз чаще, чем пилотируемые самолеты. Дело в том, что при нештатной ситуации пилот может принять нестандартное, но спасительное решение. Оператор же не всегда в состоянии оценить положение и найти выход, особенно при взлете и посадке в сложных погодных условиях.
Самая главная опасность — возможные столкновения с пилотируемыми летательными аппаратами. Согласно доктрине FAA «видеть и избегать столкновения», предполагается, что пилот самолета обязан поглядывать по сторонам, постоянно убеждаясь, что ему не грозит никакое столкновение. Беспилотный дрон «поглядывать по сторонам» не может. Именно поэтому эксплуатировать БПЛА на высотах, где летает гражданская авиация, сегодня в США запрещено.
В ответ на это компания Northrop Grumman приступила к испытаниям системы безопасности беспилотных аппаратов, предотвращающей столкновения. Предполагается, что система будет включать в себя комплекс из видеокамер и компьютера, способного оперативно обрабатывать видеоизображение. При угрозе столкновения БПЛА сможет быстро изменить курс.
Еще один вопрос: что случится, если связь беспилотной машины с находящимся на земле оператором прервется? Шансы такого развития событий довольно малы, однако нельзя не принимать во внимание его вероятность. Хотя бизнес нашел решение и этой проблемы. Компания Dragonfly Innovations уже выпустила на рынок небольшой беспилотный вертолет с функцией автоспуска, которая активируется всякий раз, когда радиосвязь с оператором по какой-либо причине прерывается.
Сегодня эксплуатация дронов для гражданских целей строго регламентирована авиационным законодательством США. Для коммерческого использования беспилотного летательного аппарата необходимо получение специального сертификата FAA — сертификата экспериментальных полетов. Помимо этого, прежде чем дрон сможет подняться в воздух, компания-оператор обязана продемонстрировать FAA, что уровень безопасности аппарата удовлетворяет требованиям, предъявляемым к обычным самолетам. Оператор должен предоставить не только подробный план полета, но и пояснить способ управления аппаратом. Сертификат экспериментальных полетов строго очерчивает для беспилотников границы воздушного пространства. Они могут летать только за пределами зон полетов пилотируемой гражданской авиации. Уравнять беспилотников в правах планируется к 2009 году в рамках амбициозной программы под патронажем NASA — Access-5.

Крылатые Spycam

Несмотря на драконовские меры FAA, беспилотная гражданская авиация переживает в США настоящий бум. Первой нишу на рынке страхования этих аппаратов заняла американская страховая компания Hill & Usher. Специалисты компании разработали программу страхования БПЛА, которые используются для аэрофото- и видеосъемок. На страхование принимаются летательные аппараты с соответствующим сертификатом FAA. Размер годовой премии по рискам гражданской ответственности (с лимитом 500 тыс. долларов) и рискам каско с лимитом ответственности 10 тыс. долларов составляет 1250 долларов. Дрон с видеооборудованием на борту может легко стать «всевидящим оком». Поэтому полис гражданской ответственности не покрывает такие специфические риски, как «вторжение в частную жизнь» и «нарушение авторских прав». Полис также предусматривает обязательную франшизу в размере 500 долларов по каждому случаю причинения ущерба имуществу третьих лиц. Если нанесен вред жизни и здоровью, франшиза не применяется. Специфика дрона в том, что это не только летательный аппарат, но и комплекс дистанционного управления, находящийся на земле. Поэтому полис каско для него включает риски повреждения и утраты специального оборудования управления полетами.
В последнее время об использовании БПЛА в гражданских целях говорят и в нашей стране. В частности, беспилотники поставлены на службу МВД. Они применялись для обеспечения безопасности на саммите G8, проходившем в Санкт-Петербурге, и мониторинга автотрасс во время авиасалона «МАКС-2007». Интерес к БПЛА также проявляют гражданские структуры, такие как МЧС, Министерство природных ресурсов, «Газпром». Преимущества беспилотной авиации очевидны, но для ее эффективного использования потребуется тесное сотрудничество законодателей, производителей и, безусловно, страховых компаний.

Содержание выпуска № 9 (31) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России