Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Не гони!

Не гони!
Угонам препятствуют прежде всего комплексные охранные системы, но даже они не способны защитить автомобиль на 100 %. Поэтому на помощь приходит страховой полис каско, который позволяет компенсировать автовладельцу стоимость украденной машины.

Поводов для угона автомобиля сегодня существует множество: желание владеть эксклюзивными моделями, возможность перекупить быстро и недорого запчасти.
Основной же причиной большинства угонов директор Санкт-Петербургского филиала страховой компании Александр Баклушин считает попустительство со стороны ответственных лиц: «В России между регионами существуют различные базы ГИБДД постановки автомобилей на учет. И на сегодняшний день каждый желающий имеет техническую возможность поставить на учет несколько автомобилей с одним и тем же номером VIN в разных городах страны. При желании государства вести борьбу с таким фактом путем простой сверки этих баз можно элементарно вычислить такие автомобили».

Только по риску «угон»

Не все страховщики берут на защиту подержанные автомобили только по риску «угон». При этом существует спрос на страховку исключительно по данному риску. По информации заместителя директора страхового брокера Антона Барихновского, такие обращения в его компанию составляют порядка 5 %. Поэтому компания идет навстречу клиентам и такие риски размещает. Минимальный тариф составляет 8 % от страховой суммы, а максимальный — 25 %. Если ставка составляет более 20 %, то клиенты обычно сами отказываются от такого варианта страхования. Поэтому страхование только от рисков «угон» и «хищение» (без ущерба) малопопулярно. Тем не менее выход для настойчивых клиентов есть. Можно оформить франшизу по риску «ущерб». «Если человек уверен в том, что он ездит аккуратно, то при франшизе тариф для него по риску «ущерб» будет минимальным, а страховка будет действовать почти только по угону», — считает руководитель отдела риск-менеджмента автострахования Северо-Западного дивизиона ООО «Группа Ренессанс Страхование» Андрей Морозов. То есть страхователь покупает полис с франшизой 100 тыс. рублей при стоимости автомобиля 2 млн рублей. Таким образом, при хищении автомобиля он получит выплату за вычетом этой франшизы, то есть 1 млн 900 тыс. рублей. Это выгодно, так как позволяет значительно уменьшить сумму страхового взноса.
Но заместитель директора другой страховой компании Юлия Николаева отмечает, что риск угона автомобиля все равно лежит на страховщике, поэтому вряд ли тариф упадет существенно и лучше покупать полный полис каско по двум рискам — «угон» и «ущерб»: «Оптом дешевле!»

Каско на десятилетку

Сложнее обстоят дела с подержанными автомобилями старше 10 лет. Такие автомобили не то что по риску «угон», а вообще по каско редко берут на защиту. Как сообщил Андрей Морозов, в его компании застрахуют лишь грузовые автомобили и прицепы, и только по риску «хищение и полное уничтожение». «Легковые же автомобили достаточно сложно и убыточно ремонтировать», — отметил представитель компании.
«Я знаю компании, которые готовы взять на страхование автомобили, которым 10 лет и больше», — парирует эксперту генеральный директор еще одной брокерской компании Павел Кушковский. Но все упирается в цену вопроса. Понятно, что владельцы автомобилей старше 10 лет относятся к числу не самых богатых клиентов. И за тариф 20 % от стоимости авто такие страхователи, конечно, не в состоянии заплатить.
Директор управления автострахования Дмитрий Синишев связывает такие высокие тарифы со слишком высокой степенью износа (до 70 %), так что страховая выплата с учетом износа зачастую не может полностью покрыть затраты даже на несложный ремонт такой машины. Новые детали, особенно для импортных машин, будут стоить значительно дороже. А по страховому законодательству, страхователь не может получить компенсацию, превышающую рыночную стоимость автомобиля на момент ДТП.

По статистике Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за семь месяцев 2008 года в Санкт-Петербурге зафиксировано 5081 преступление, связанное с посягательством на автомобили, что на 904 меньше, чем за аналогичный период 2007 года. Семьдесят пять процентов угонов и краж совершается у домов, где машины паркуют в вечернее и ночное время. Популярными марками у угонщиков по-прежнему остаются ВАЗ (25 %), Mitsubishi (7,5 %), Volkswagen (6 %), Toyota (5 %), Mercedes (3,5 %). Злоумышленники не брезгуют ни подержанными «десятками», ни дорогими «поршами», «вскрывая» автомобили за одну — две минуты.

Скидка за переплату

Повлиять на размер тарифа также можно и при оформлении полного полиса каско («угон» плюс «ущерб»), путем получения скидки, которая возможна при установке дополнительной противоугонной системы. Скидки в некоторых случаях могут достигать 80 % по риску «угон».
Принятие мер в любом случае должно быть комплексным, говорят эксперты. По информации Антона Барихновского, страховые компании в своей работе применяют системы оценки степени риска. «Компании, которые принимают на страхование автомобили без противоугонного комплекса по низким тарифам, рискуют в перспективе работать себе в убыток», — констатирует Антон Барихновский.
«Стоит понимать, что при страховании машины без установленной сигнализации страховой тариф может быть в 1,3–1,5 раза выше, чем при страховании того же самого авто, оснащенного противоугонной системой», — говорит директор филиала страховой компании Валентин Смышляев.
Правда, не все страховщики ответственно подходят к вопросу обязательного оснащения того или иного класса автомобилей дополнительными системами защиты. Кроме того, некоторые из них справедливо считают, что задачу борьбы с угонами должны решать не клиенты, а автопроизводители и автодилеры.
Не все марки автомобилей требуют дополнительной охраны. В качестве примера Юлия Николаева приводит модель Volvo, в которой достаточно только штатных систем.
На старенькие машины операторы противоугонных систем советуют устанавливать бортовую сигнализацию вместе с иммобилайзером. Да и сами владельцы этого класса автомобилей новейшие разработки противоугонных систем и спутниковые системы практически не покупают.

«Ох, рано встает охрана»

Для того чтобы взломать «простенький» автомобиль, профессиональному угонщику потребуется одна — две минуты. Если машину оборудовать иммобилайзером и замком капота, время угона увеличится в среднем еще на минуту-полторы. «А если автомобиль оснащен, кроме этого, профессиональной противоугонной системой и звуковой сигнализацией, то угнать его практически невозможно; время его угона возрастает до 7–10 минут, за которые органы правопорядка успевают приехать на место происшествия и либо задержать угонщиков, либо спугнуть их», — делится информацией руководитель отдела безопасности и мониторинга мобильных объектов крупного оператора охранных систем Иван Вадэк.
Важно правильно выбрать охранную систему для того или иного автомобиля. Валентин Смышляев напоминает, что использование разноплановых противоугонных систем позволит свести риск угона к минимуму. Сигнализация отвечает за тревогу при внешних воздействиях; иммобилайзер выполняет блокировки двигателя и осуществляет противоразбойный алгоритм; замки капота перекрывают доступ к двигателю напрямую и защищают блокированные цепи; пейджер передает информацию владельцу; замок коробки передач и секретки позволяют выиграть время.
Но при выборе противоугонной системы имеет большое значение оператор, который сможет предоставить действительно настоящую защиту. Многие установщики сегодня работают через общедоступный GSM-канал для передачи данных об охраняемом объекте, но такие каналы опытные угонщики уже давно научились «глушить». Для действительно надежной передачи сигналов требуется дополнительный канал. «Например, мы используем специализированный радиоканал связи, он не подвержен глушению, оператор примет сигнал, где бы ни находился автолюбитель — в подземном паркинге, туннеле, гараже и т. д., — замечает Иван Вадэк. — Время прохождения тревожного сигнала от автомобиля к оператору составляет до 15 секунд. И в течение 5–7 минут группа реагирования прибудет на место происшествия».

Соблюдай правила!

Эксперты советуют быть внимательнее к своим автомобилям и помнить о правилах, выполнение которых поможет избежать неприятных ситуаций.
Иван Вадэк рекомендует не носить ключ иммобилайзера вместе с ключами зажигания и не оставлять его в сервис-центре. Это обезопасит собственника машины от того, что все ключи у него вытащат из кармана одновременно или сделают их дубликат в сервисе. Такое безответственное поведение может послужить законным основанием для отказа в выплате.
«Если система охраны не активируется, — сообщает Андрей Морозов, — то лучше переставить автомобиль в другое место, подальше, где активация пройдет успешно. Такая ситуация может быть признаком того, что в непосредственной близости от вашего автомобиля злоумышленники проводят сканирование сигнализаций машин с целью их дальнейшего оперативного отключения».
Дмитрий Синишев считает, что автовладельцам стоит серьезнее относиться к выбору центра для оборудования автомобиля противоугонными устройствами: «Страховщики имеют дело только с теми компаниями, у которых нет высоких показателей по угонам, и именно их рекомендуют своим клиентам». Также следует всегда активировать противоугонные устройства, даже если владелец авто уходит всего на пять минут. Ведь значительная часть угонов происходит тогда, когда автомобилист выходит из машины в аптеку, ближайший магазин или пункт оплаты мобильной связи.
«Мы все занятые люди и должны заниматься своей работой, а не мучаться паранойей угона!» — подытожил Павел Кушковский.

Материал подготовлен по итогам пресс-конференции за круглым столом «Максимизация защиты от угона для машин любого возраста: страховка и сигнализация», организованной агентством по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion

Содержание выпуска № 9 (31) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России