Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Снежные рокеры

Снежные рокеры
Они носятся по заснеженным полям и замерзшим водоемам. Они устраивают гонки по пересеченной местности. Они веселятся и хулиганят. Далеко не все аппараты зарегистрированы, далеко не все водители имеют права. А если столкнутся, а если вылетят на дорогу, а если кого-то собьют?..

Человечество испокон веков пользовалось различными приспособлениями для передвижения по снегу. Со временем эти приспособления совершенствовались, принимая разнообразные формы. Но начиналось все с обычных лыж, которые со временем были модифицированы до обычных снегоходов.
Первоначально термин «снегоход» (snowmobile) появился в результате творческого решения дилеров компании «Форд», которые дополнили автомобили модели Ford T лыжами и гусеницами.
В России же прототип снегохода появился в 1903 году, когда русский авиаинженер Сергей Неждановский соорудил аэросани, а еще через 10 лет – сани «с лыжноцепным движителем». На деревянную раму устанавливали двигатель мотоциклетного типа, приводящий в движение две боковые металлические гусеницы. Управление осуществлялось при помощи специальной лыжи, поворачиваемой рулем велосипедного типа. Водитель помещался на велосипедном седле. При мощности двигателя всего 1,5 л. с. скорость движения по рыхлому снегу составила 12 км/ч.
Тем не менее патент на первый снегоход получил не русский, а американец – ученый Карл Элейсон. В 1924 году он изобрел свой тобогган, похожий на нарты индейцев. Двухместное сиденье в виде плоской доски располагалось над гусеницей, вдоль всего корпуса проходили деревянные лыжи, обеспечивавшие дополнительную опору на глубоком снегу.    
Эти лыжи отдаленно напоминали нарты индейцев –
тобогганы, и поэтому свои экипажи Элейсон назвал моторными тобогганами. Чем выше обороты мотора, тем сильнее прижималась гусеница к снегу. А руль ему заменяли веревки, привязанные к концам двух деревянных лыж, расположенных спереди под днищем машины. Этим днищем из фанеры мототобогган утрамбовывал снег, облегчая гусенице задачу толкать экипаж.
Со временем виды снегоходов совершенствовались, на смену одним компаниям-производителям приходили другие, умы мыслителей продвигались шаг за шагом к современным моделям снегоходов.
Сегодня «большая четверка» (Yamaha, Honda, Kawasaki, Suzuki. – Прим. ред.) производит за год около 150 тыс. снегоходов – в два с лишним раза меньше, чем в «золотые» докризисные 1970-е.
Что касается СССР, то здесь первые снегоходы начали делать в 1956 году. Сначала это был «Амурец», затем «Лайка-2». Последняя была разработана по схеме «одна лыжа – две гусеницы» – очень  редкой в то время. Снегоход весил 233 кг и имел 640-кубовый мотор Rotax мощностью 40 л. с. Затем в 1973 году появился «Буран», самая известная и ныне живущая модель снегохода отечественного производства,  работавшая везде: на Эльбрусе, Памире, в Антарктиде, на трех дрейфующих станциях «Северный полюс».. Тем не менее по своим модификациям и технологическому уровню «Бурану» так и не удалось перебить Alpine.

От ремонта не застрахован

Если форс-мажорные обстоятельства позволяют получить за свою машину страховые выплаты, то с ремонтом рано или поздно придется столкнуться и здесь уже страховка не поможет. Но знание о возможных неисправностях помогут быстро поставить снегоход «на лыжи».
У снегоходов с двухтактными моторами чаще всего ломаются свечи зажигания, Что связано с видом топлива – бензин и масло влияют на быстрое отсыревание свечей. А при запуске двигателя в работу «мокрые» свечи легко «пробиваются». Главное в таких случаях помнить: снегоходу – снегоходные свечи, а ни в коем случае не автомобильные.
Еще одна частая «болезнь» машины может быть связана с топливной системой, но только в том случае, если владелец не следует нормам эксплуатации. Так, экономия на бензине зачастую приводит к детонации, а та в свою очередь – к разрушению силового агрегата. А частое передвижение по сухой, бесснежной дороге – к преждевременному износу пластиковых направляющих, по которым скользит гусеница.
Что касается снегоходов с четырехтактными моторами, то серьезных проблем с поломками здесь не бывает. В основном, проблема может быть в силовом агрегате, его просто не стоит перегревать.  
Все же специалисты советуют: при возникновении поломок, пусть даже элементарных, необходимо сразу же обращаться к специалистам-механикам. Если «болезнь» будет запущена на лечение любимой игрушки придется выложить кругленькую сумму.

От остального – можно

Снегоходы – транспортное средство, на котором осуществляется экстремальная езда с прыжками и резкими разворотами. Постоянно возникают непредсказуемые ситуации при эксплуатации, необходима предварительная транспортировка до места назначения. Все это говорит о рискованности владения и эксплуатации.
Именно поэтому сознательные владельцы снегоходов покупают страховой полис. Но, к сожалению, таких заботливых, как показывает опыт страховщиков, мало: в среднем застрахован один из десяти снегоходов. Да и сами страховые компании не очень-то хотят возиться со снегоходами из-за высокой рисковости. Именно поэтому тариф на страхование снегоходов в разных компаниях составляет от 6% до 15% и предусматривает высокую франшизу.
Тарифные ставки при страховании снегоходов устанавливаются в зависимости от условий эксплуатации и хранения транспортного средства, вида транспортировки, территории использования, объема ответственности страховой компании. В Санкт-Петербургском филиале ОАО ГСК «Югория», по словам заместителя начальника отдела развития корпоративных продаж Татьяны Колесниковой, на стоимость повлияют и страховая история клиента относительно самоходных машин, наличие противоугонных систем а также марка, модель, мощность и год выпуска транспорта. В некоторых компаниях стоимость страховки будет зависеть от стажа водителя (категория «А») и места хранения снегохода. Снегоход может быть застрахован по тем же рискам, что и автомобиль. Наиболее актуальны среди них –
опрокидывание, падение, бой стекол и наружных приборов освещения камнями или иными предметами, стихийного бедствия, падение на снегоход снега и льда и т. д.
Кроме того, страховые компании рекомендуют владельцам экстремального транспорта защищать и свою гражданскую ответственность, ведь снегоходы не подлежат ОСАГО, но происшествия могут случиться везде. «Мы рекомендуем страховать общегражданскую ответственность при эксплуатации снегохода по тарифу 2,5–4% от суммы страхового покрытия», – говорит Татьяна Колесникова.
Также любители покататься могут защитить себя дополнительно с помощью страховки от несчастного случая. Программы могут покрывать около 100 возможных видов травм, которые часты как среди профессиональных водителей снегоходов, так и среди новичков зимних катаний.
При страховании снегохода, собственно, как и автомобиля, не потребуется большого пакета документов. «Это все сопутствующие документы на снегоход: копия паспорта самоходной машины; копия удостоверения водителя на право управления – права категории «А»; копия свидетельства о госрегистрации с талоном о прохождении технического осмотра; копия  паспорта страхователя», – комментирует Татьяна Колесникова.
Добавим лишь, что если вы – настоящий экстремал и хотите участвовать в профессиональных соревнованиях, то без полиса вам вообще не обойтись: купить полис добровольного страхования снегохода и ответственности при нанесении вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц потребуют организаторы снежных ралли. При этом, если у вас уже есть полис,  необходимо заключить дополнительное соглашение со страховщиком на применение повышающего коэффициента. Иначе повреждения, полученные во время «снежной гонки», не будут признаны страховым случаем.
И еще: не стоит забывать, что за снегоход необходимо заплатить и транспортный налог, точно так же как и за автомобиль.

Выбор, достойный меня
Среди многообразия брендов, выпускающих снегоходы, нужно уметь выбрать не просто достойную марку, но и ту машину, которая будет отвечать запросам человека. Ведь существуют снегоходы для различных целей: отдыха, работы, спорта и даже детские аппараты.
Утилитарные или рабочие снегоходы – предназначены для «трудных» мест, отличаются высокой проходимостью и увеличенной тягой. Они достаточно устойчивы, так как имеют широкую гусеницу (50-60 см). Такие машины надежны прежде всего потому, что их корпус и необходимые детали изготавливаются из прочных материалов.
Это двухместные машины с объемными багажниками и фаркопами для саней. Повышенный уровень комфорта обеспечивается наличием электростартера и заднего хода.
Туристические снегоходы пригодятся любителям активного отдыха. Таким путешественникам важна скорость, поэтому снегоходы для них имеют мощные двигатели (до 170 л. с.)
и спортивные подвески. Все это  обеспечивает им разгон до 200 км/ч. Также они высококомфортные и хорошо проходимые, что необходимо особенно в дальних поездках. Для более спокойной езды существуют менее мощные и не столь дорогие туристические снегоходы. Туристические снегоходы идеально подходят для дальних поездок в компании друзей и семейного отдыха.
Спортивные снегоходы – отличаются от своих родственников более легким весом, так как используются они обычно для скоростной езды по специально подготовленным трассам на соревнованиях, либо просто для удовольствия от быстрой езды. Максимально облегченная подвеска дополняется спортивными пневмоамортизаторами высокого давления. Аппараты имеют высокомощные двигатели. Проходимость таких снегоходов хуже, чем у рабочих и туристических, поэтому для езды по глубокому снегу в лесу или по пересеченной местности они не подходят. Идеальны – для поклонников высокой скорости, экстремальной езды с прыжками и разворотами.

Содержание выпуска № 12 (22) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России