Вот и наступил долгожданный летний сезон, пора отпусков и активного отдыха. Пожалуй, для большинства россиян отдых на воде наиболее популярен. Тем более что современная индустрия водных развлечений стала практически общедоступной. Это и дайвинг, и водные лыжи, и прогулки на катерах, и серфинг. Но ни одна водная забава не может сравниться с захватывающей стремительной ездой по морским волнам и зеркальной водной глади. Мощь, скорость, спортивное рулевое управление — делают катание на гидроцикле незабываемым.
И какой же русский не любит быстрой езды?! С каждым годом число водных мотоциклов в России неуклонно растет.
Гидроциклы — это бескорпусные водные транспортные средства с механическим двигателем. В качестве ходового элемента во всех водных мотоциклах традиционно используется водомет. Такой двигатель гораздо безопаснее, чем традиционный для лодок и катеров винт, поскольку он не поранит ни водителя при случайном падении или опрокидывании, ни окружающих людей. Для того чтобы после падения наездника гидроцикл не уехал слишком далеко, на руле предусмотрена специальная чека с ремешком, который надевается на запястье водителя. Выдергивание этой чеки приводит к моментальной блокировке зажигания.
Сидя или стоя?
Существуют два основных класса аквабайка: «сидячие» и «стоячие». «Сидячие» водные мотоциклы в основном предназначены для отдыха и снабжены множеством эргономичных аксессуаров. «Сидячими» их называют потому, что ездят на них сидя. Такие аквабайки бывают одно-, двух- или даже трехместными. Эти мотоциклы обладают умеренным темпераментом и развивают максимальную скорость 70–80 км/ч. Большой популярностью пользуются спортивные модели с релингами для катания людей. Приспособления, за которые зацепляется воднолыжник, расположены на специальном каркасе, установленном на гидроцикле.
Стоячие гидроциклы, или стэндапы, кардинально отличаются от «сидячих». Как следует из их названия, управляют ими стоя. Стэндапы — это, как правило, неукротимые гоночные аквабайки, позволяющие выполнять головокружительные трюки. Такие гидроциклы ориентированы на спортсменов, требуя от «гонщика» не только определенных навыков, но и серьезных физических усилий.
Обязательное и не очень
Но, как говорится: любишь кататься, люби и саночки возить. Купив гидроцикл, его необходимо зарегистрировать в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС), которая входит в структуру МЧС. Управление ГИМС организует государственный и технический надзор за пользованием маломерными судами во внутренних водах и территориальном море, а также осуществляет работу по классификации, техническому освидетельствованию, регистрации и учету поднадзорных судов. Для того чтобы законно управлять гидроциклом, водитель должен пройти аттестацию в ГИМС и получить удостоверение на право управления. Помимо всего этого, каждое судно должно ежегодно проходить техническое освидетельствование перед началом навигации. Для получения регистрации наличие страховки необязательно. Возможно, именно по этой причине многие владельцы гидроциклов не спешат обращаться в страховые компании.
Аквахулиганы
Однако любовь к быстрой езде порой оборачивается трагическими последствиями как для водителей, так и для окружающих. В нашей стране отсутствует статистика происшествий с гидроциклами. А вот в США такая статистика есть. По данным Береговой охраны США около 40 % всех аварий на воде связаны именно с гидроциклами. Многие из этих происшествий привели к человеческим жертвам. В мае этого года в результате столкновения водных мотоциклов в США погиб 19-летний аквабайкер. Два аквабайка столкнулись на озере Тексома — водители не заметили друг друга из-за волн.
Трагично начался летний сезон для аквабайкеров и в России. В начале июня в районе Таганрога гидроцикл столкнулся с катером. Транспортным средством управлял 15-летний подросток, который скончался на месте из-за полученных травм. В связи с участившимися несчастными случаями правительство Санкт-Петербурга в сентябре прошлого года одобрило новые правила передвижения прогулочных катеров и иных водных транспортных средств в акватории малых рек и каналов северной столицы. Теперь гидроциклам в малые реки Петербурга путь заказан. Ужесточение правил, как прокомментировали в ГИМС, имеет целью профилактику аварий. За прошлый летний сезон, по данным инспекции, произошли два ЧП с гидроциклами. В результате одного из них у девушки, сидевшей на парапете набережной, серьезно повреждены ноги.
Вдребезги
Судите сами, насколько безопасно катание на водном мотоцикле. Кому, если не любителям быстрой езды, когда, как говорил все тот же классик, «и сам летишь, и все летит», стоит задуматься о безопасности — собственной и окружающих. Да и страхование гидроциклов в нашей стране уже не нечто из ряда вон выходящее.
Среди основных рисков, связанных с гидроциклами, можно выделить опасности ущерба для самого судна, а также риски, связанные с причинением вреда третьим лицам. К первой группе — страховым рискам каско — относятся как полная гибель транспортного средства, так и частичные повреждения корпуса и оборудования. Под гибелью страховщики понимают затопление или утрату судна, а также поломку, при которой стоимость ремонта превышает стоимость самого объекта. Источником этих рисков могут быть стихийные бедствия и техногенные аварии, пожары, взрывы, столкновения с другими судами и неподвижными объектами, а также неправильная эксплуатация. Ряд рисков связан с противоправными действиями третьих лиц — угон судна, кража каких-либо его частей, нарушения правил спуска на воду. На сегодняшний день наиболее востребованы у страхователей риски поломок и повреждений, а также хищения и полной гибели маломерного судна. Это объясняется дороговизной гидроциклов. Их цена колеблется от 200 до 700 тыс. рублей, а отремонтировать или заменить поврежденное оборудование зарубежного производства в России практически невозможно.
Ни за что не в ответе
Хотя российские страховщики предлагают услуги страхования рисков гражданской ответственности, приобретение такого полиса владельцем гидроцикла можно считать исключением из правил. Предусмотрено страхование ущерба, нанесенного третьим лицам в результате столкновений с плавучими и неподвижными объектами, ущерба жизни и здоровью третьих лиц, а также окружающей среде. С ростом количества гидроциклов проблема страхования гражданской ответственности владельцев серьезно обостряется. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что ни один летний сезон в России не обходится без того, чтобы водные мотоциклисты не нанесли серьезных травм купальщикам. Случаются и трагедии.
Но человеческая жизнь и здоровье в Российской Федерации по-прежнему ничего не стоят. И потому практически нет исков к виновникам с требованием возмещения нанесенного людям вреда. А нет исков — нет судебных прецедентов. Нет и потребности в страховании.
Равнение на Запад!
За границей страхование маломерных судов, к которым относятся гидроциклы, — распространенная практика. Например, на родине «американских горок», где не меньше нашего любят быструю езду и водный экстрим, закон обязывает владельцев страховать гражданскую ответственность. Столкновения гидроциклов могут привести к серьезным повреждениям как транспортных средств, так и нанести тяжелые травмы водителям. В этих случаях расходы владельцев могут достигать сотен тысяч долларов. Но их возьмет на себя страховая компания, если ответственность владельца и гидроцикл застрахованы. Так произошло при столкновении двух гидроциклов на озере Озаркс, США. Водитель одного на полном ходу врезался в другой, с выключенным двигателем дрейфовавший на волнах. В результате 15-летняя девушка, отдыхавшая на аквабайке, получила перелом бедренной кости, а ее машина была серьезно повреждена. По этому страховому случаю, американское отделение английской страховой компании Towergate Mardon, выплатило возмещение в размере 575 тыс. долларов.
Эксперты пока не составили своего мнения о материале.
Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).