Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Изумрудная карта

Год от года автотуризм становится все популярнее среди россиян. Повышенный интерес к нему проявляют те путешественники, которым не хочется зависеть от турфирм, перевозчиков, гидов и администрации непонятно кем выбранных отелей.



Ксения Кулаева

Ксения Кулаева
начальник отдела «Зеленая карта» санкт-петербургского филиала Московской страховой компании
Немало автотуристов сходятся во мнении, что путешествовать на своей машине дешевле и комфортнее, чем на арендованной. Отъезжаешь прямо от своего дома, к нему же и возвращаешься. Главная забота — купить полис ОСАГО для путешествующих за границей, то есть «зеленую карту».
Все основные игроки страхового рынка Петербурга стараются продавать «зеленые карты». Они предлагают полисы иностранных страховщиков, поскольку Россия пока не является членом международной системы «Зеленая карта». Чаще всего на рынке можно встретить полисы СК «Булстрад» (Болгария), СК «ERGO Хестия» (Польша), СК «Балтикумс» (Латвия).
По мнению начальника отдела страхования выезжающих за рубеж Санкт-Петербургского филиала СК «Спасские ворота» Елены Геец, большинство российских продавцов являются субагентами, то есть не имеют прямых договоров с западными эмитентами «зеленых карт» и продают полисы, полученные по субагентскому договору от других российских компаний — прямых агентов. К числу последних можно отнести такие компании, как РОСНО и «ERGO Русь», которая реализует полисы своего польского собрата по членству в немецком страховом холдинге ERGO Group. А СК «Русский мир», например, является прямым агентом по реализации «зеленых карт» «Булстрада» и субагентом по реализации «Хестии» (единственный прямой агент которой в Петербурге — «ERGO Русь»).

Краткая справка

«Зеленая карта» — международная система страхования автогражданской ответственности, созданная в 1951 году. Ее основная цель — урегулирование претензий, предъявляемых пострадавшими в ДТП к иностранным автомобилистам. Урегулирование производится в соответствии с национальным законодательством той страны, где произошло ДТП. В систему входят 44 страны: все европейские (кроме Армении, Азербайджана, Грузии и России), Израиль, Марокко, Тунис, Иран. Въезд на территорию этих стран без полиса «зеленая карта» запрещен.
Следует помнить, что «зеленая карта» не предусматривает страхования автомобиля от повреждений или угона, поэтому виновнику ДТП выплата на ремонт автомобиля не положена. Ущерб оплачивается только пострадавшей стороне.

Одинаковые разные цены

Все российские продавцы (и агенты, и субагенты) единодушно сходятся во мнении, что
Елена Геец

Елена Геец
начальник отдела страхования выезжающих за рубеж
санкт-петербургского филиала
СК «Спасские ворота»
статус продавца («первые руки» или «вторые руки») никоим образом не сказывается на цене продаваемых «зеленых карт». Полисы одного и того же эмитента у всех агентов стоят одинаково. А вот стоимость страховки от разных эмитентов может различаться в зависимости от зоны покрытия — территории, на которой полис действует.
«Если вы едете на легковом автомобиле в Германию в двухнедельное путешествие, стоимость «зеленой карты» на 15 дней составит 19 евро», — приводит пример директор центра страхования выезжающих за рубеж компании «Русский мир» Гаянэ Календжян.
По сообщению начальника отдела «Зеленая карта» санкт-петербургского филиала Московской страховой компании Ксении Кулаевой, 15-дневная «зеленая карта» компании «Балтикумс» с зоной покрытия, охватывающей страны Балтии, стоит 9 евро, а аналогичный полис польской «Хестии» для Восточной Европы (включая Беларусь и Украину) — 14 евро. Полис для Скандинавии обойдется уже в 17 евро, а для всей Шенгенской зоны — в 28 евро.
Такие же цены называет и Елена Геец («Спасские ворота»), уточняя при этом, что для продления действия 15-дневной карты стоимостью 17 евро до 30 дней придется доплатить 4 евро, а для продления до трех месяцев — 18 евро (итоговая стоимость составит 35 евро).
«Перед покупкой полиса нужно тщательно продумать свои планы, — предупреждают эксперты. — Например, если владелец автомобиля в стремлении сэкономить покупает «зеленую карту», действующую в странах Скандинавии, а потом в какой-то момент решает свернуть в сторону Германии, то его суммарные расходы, включающие дополнительное страхование на территории Германии, превысят стоимость оформления страхового договора сразу на все страны Евросоюза, куда входят и государства Скандинавии, и Германия».
Вообще же стоимость «зеленой карты» зависит от категории транспортного средства, длительности поездки и страны пребывания. Так, в разных странах действуют разные условия по обязательному страхованию гражданской ответственности автомобилистов. Например, в Бельгии, Франции, Ирландии, Люксембурге, Великобритании, Финляндии и Норвегии объем покрытия расходов потерпевшей стороны за нанесение вреда здоровью или лишение жизни не лимитирован. А в Бельгии и Люксембурге не существует ограничения для покрытия имущественного ущерба. Поэтому даже если ущерб, нанесенный вами другому автомобилю или его владельцу, будет астрономическим, страховая компания его возместит. Но полисы для поездки в такие страны, конечно же, значительно дороже, чем для стран, где выплаты лимитируются.

География — разная

Петербургские страховщики признают, что большинство эмитентов «зеленых карт» специализируются на работе в разных регионах Европы. Так, например, по словам Ксении Кулаевой (МСК), «они стараются выделять определенный географический сектор: латвийский «Балтикумс» специализируется на Прибалтике, «Хестия» — на Восточной Европе; направляющимся туда автомобилистам они готовы предложить и лучший сервис, и минимальные цены».
Впрочем, благодаря сотрудничеству с разными компаниями-эмитентами страховщики могут находить оптимальные решения для своих страхователей и делать довольно выгодные предложения, учитывающие график поездки и круг стран, которые они предполагают посетить.

При покупке

Минимальный срок действия «Зеленой карты» — 15 дней. Если вам предлагают приобрести этот документ на мéньший срок (1, 3, 5 дней), то специалисты в таких случаях рекомендуют поостеречься: скорее всего, это какая-то «липа». Исключением может считаться только карта компании «Балтик Пул», действующая в Литве. Один день путешествия по Литве эта компания оценивает в один евро, устанавливая при этом лимит покрытия ущерба 10 тыс. евро.
Приобретая полис не в офисе страховщика, стоит убедиться, что документ подлинный, а не пропал когда-то из страховой компании. Для этого перед его оплатой нужно отправить sms-сообщение формата «hmpolis_НОМЕР_ПОЛИСА» на служебный номер: 4448. Единая справочная система Страхового информационно-аналитического центра сообщит, не числится ли полис в утраченных. При положительном ответе системы от покупки лучше воздержаться.

Россия ждет своей «зеленой карты»

Гаянэ Календжян

Гаянэ Календжян
директор центра страхования выезжающих за рубеж
СК «Русский мир»
В начале 2008 года были внесены изменения в Закон об ОСАГО, в том числе и касающиеся нескольких положений по «зеленой карте». Сейчас активно обсуждаются тарифы и другие условия осуществления данного вида страховой деятельности. Правила страхования будут разработаны после принятия окончательного решения о вступлении России в систему «Зеленая карта». Разрабатывать их будут те страховщики, которые станут членами бюро этой системы.
«В основном это члены соответствующего комитета Российского союза автостраховщиков, остальные компании будут подавать заявки, — предполагает г-жа Календжян. — Для них специально разработан перечень условий — весьма длинный список требований. Поэтому на рынке будут работать только крупные страховщики. Мелкие компании, скорее всего, не смогут выйти на него хотя бы потому, что для этого придется внести довольно большую сумму в качестве депозита».
Гаянэ Календжян прогнозирует, что вступление в «Зеленую карту» не вызовет кардинального передела рынка: «Сегодня все крупные страховщики активно занимаются этим видом деятельности, у каждого есть свой портфель. Этот портфель просто автоматически станет не агентским, а собственным».
Пока эксперты не берутся предсказать, насколько изменятся тарифы по «зеленой карте», но предполагают, что они «будут чуть выше, чем сейчас». Причина в том, что убыточность по этому виду страхования довольно высокая. Это связано с тем, что согласно правилам «Зеленой карты» во многих странах страховая сумма не лимитирована, а в Европе пострадавшим возмещается даже моральный ущерб.
«Может быть, наши условия будут схожи с теми, которые были в странах Восточной Европы при вступлении в «Зеленую карту», — предполагает эксперт. — Был установлен лимит — не более одного миллиона евро по жизни и здоровью пострадавшего (без ущерба автомобилям). Тогда в этих странах «зеленая карта» стоила несколько дороже, чем у нас: около 30 евро на 15 дней для легкового автомобиля».
В остальном же для потребителей существенно ничего не изменится. Разве что иностранцам не придется покупать полис ОСАГО, как они делают это сейчас, въезжая в Россию. Они будут покупать «зеленую карту» в своей стране и решать все возникшие на российской территории проблемы со своим страховщиком.

Если произошел страховой случай:

  1. Никогда не отдавайте оригинал «зеленой карты» кому бы то ни было. Перед поездкой сделайте несколько ксерокопий полиса, чтобы в случае необходимости отдать одну из них. Если же копии на месте ДТП у вас все-таки не окажется, то требуйте занести в протокол номер вашей карты. Этого должно быть достаточно для оформления документов по выплате.
  2. Обязательно запишите координаты второго участника ДТП и номер его «зеленой карты».
  3. При составлении протокола о ДТП рядом со своей подпи­сью напишите что-нибудь вроде: «языка не знаю», «язык не понимаю». Не исключено, что в экстремальной ситуации страховщик захочет воспользоваться незнанием языка, обвинив иностранца во всех смертных грехах.
  4. Обязательно требуйте копию протокола. Иногда на происшествие выезжает представитель страховой компании, но пусть это вас не успокаивает. Собирайте все бумаги и храните их. Иначе из-за какой-нибудь формальности вас могут не выпустить из страны, где произошло ДТП, до полного выяснения обстоятельств.
  5. Если при разборе ДТП все прошло гладко, известите страховую компанию сами — пусть даже это будет на ломаном английском или немецком. Продемонстрируйте неравнодушие к делу!
  6. Помните: просроченная «зеленая карта» недействительна. Покидая страну пребывания с просроченной картой, вы будете вынуждены ее купить, иначе вас не выпустят.

Содержание выпуска № 7 (29) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России