Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Госзаказ в пробелах

Госзаказ в пробелах
Федеральный закон № 94 от 21.07.05 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» не содержит норм и правил страхования ответственности, связанных с перечнем конкретных рисков и расчетом ущерба при наступлении страхового случая.



Рассматриваемый закон регламентирует процедуру государственных закупок. Государство заказывает буквально все — от поставки продуктов детям в школу и реконструкции музеев и больниц до разработки специальных проектов Министерства обороны и МЧС, а также различного рода автомобильную и промышленную технику.

По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга, на государственные закупки города идет около 60 % расходной части бюджета. В 2007 году они составили порядка 158,9 млрд рублей.

Закон требует от исполнителей государственного контракта — победителей тендера или аукциона — предоставления обеспечения гарантий в трех формах на выбор. Это может быть банковская гарантия, финансовый залог либо договор страхования ответственности исполнителя государственного контракта. При этом 99 % подрядчиков и поставщиков выбирают страховую защиту. Однако с ее функционированием возникают большие трудности.

Бумажка для отмашки

Эльгиз Качаев, председатель совета Санкт-Петербургского отделения НП «Деловая Россия»

Эльгиз Качаев
председатель совета Санкт-Петербургского отделения НП «Деловая Россия»

Так, федеральный закон только разрешает страхование как процедуру, не определяя условия и порядок его проведения и создавая таким образом правовой вакуум. Попытки и государственного заказчика, и страховщика дополнить его, используя свободу договора, нередко наталкиваются на запреты Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая, в отсутствие регламента для таких случаев, рассматривает их формально — как нарушение антимонопольного законодательства. «Подобная ситуация иногда приводит к тому, что не у дел оказываются добросовестные компании, а горе-исполнители, имея возможность застраховать свои риски за три копейки, предоставляют заказчику страховой полис», — сетует представитель страхового бизнес-сообщества Иван Морозов.

Алла Палагнюк, заместитель главы администрации города Пушкина

Алла Палагнюк
заместитель главы администрации города Пушкина

Госзаказчик сделать здесь ничего не может: исполнитель согласно закону предоставляет ему страховой полис, защищающий, пусть и формально, исполнение его работ или услуг. В результате государственные интересы не защищены, а интересы страхового рынка подрываются демпингованием недобросовестных страховщиков.

На российском рынке уже слышны отголоски деятельности таких компаний, пока, правда, слабые, так как страховая защита контрактов действует фактически год, и достаточного опыта пока не накопилось. Но эксперты в один голос твердят о серьезных последствиях работы недобросовестных страховщиков. Скоро на рынке обнаружатся крупные убытки, потому что говорить о выполнении 100 % своих обязательств по срокам и качеству (это основные риски, которые берет на себя страховая компания) не приходится.

Зачастую подрядчик намеренно обращается за полисом к демпингующему страховщику — полис необходим ему номинально, да и тратиться на страховку совсем не хочется. По словам председателя совета Санкт-Петербургского отделения некоммерческого партнерства «Деловая Россия» Эльгиза Качаева, каждый раз при проведении тендеров «появляется очередная компания-однодневка, которая предлагает исполнение заказа за 50 % его реальной цены. При этом вся документация представлена ею в соответствии с нормами, но каким образом она выполняет и будет выполнять свои обязательства — неясно».

Не имеет права!

Стремясь обезопасить себя от потенциальных рисков, заказчик требует от исполнителя прописанных в договоре страхования рисков, связанных с неустойками и возмещением ущерба при ненадлежащем исполнении по срокам и качеству выполненных работ. Речь идет о штрафных санкциях и пенни. «Наличие таких рисков в объеме покрытия требований заказчика не дает возможность российским страховщикам полноценно выйти на международный уровень страхования, с тем чтобы обеспечить адекватную перестраховочную защиту», — говорит руководитель отдела корпоративных продаж страховой компании Владислав Шестоперов. Крупные многомиллиардные объекты строительства адекватной страховой защиты не получают и не получат. Кроме того, включение штрафных санкций и пенни в объем страхового покрытия противоречит самой сути страхования, так как это снимает со страхователя всю ответственность за исполнение договора.

Работа по единым правилам

Сергей Федоров, руководитель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга

Сергей Федоров
руководитель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга

Сегодня необходимо разрешить противоречие между Гражданским кодексом РФ и ФЗ № 94 в части права третьей стороны, то есть выгодоприобретателя, участвовать в составлении договора. (Именно это вызывает негативную реакцию ФАС на действия чиновников.) Только после этого можно вырабатывать нормативы и правила страхования для обеспечения нормального развития страхового рынка и надлежащей защиты интересов государства при исполнении заказа.

Заместитель главы администрации города Пушкина Алла Палагнюк от лица всех чиновников высказала заинтересованность в работе по единым правилам и стандартам: «У страховых компаний больше прав проверять страхователей, чем у нас, так как по закону мы можем потребовать только форму обеспечения контракта, но не его содержание».

Не остаются в стороне и общественные организации, призывающие страховые компании к сотрудничеству. Так, руководитель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Сергей Федоров считает необходимым участие страхового сообщества на базе совета в доработке федерального закона № 94. Решение будет вынесено на суд губернатора, и если требования покажутся Валентине Матвиенко убедительными и необходимыми, то можно надеяться, что участники рынка будут услышаны и на федеральном уровне. А опыт модификации федеральных законов у Общественного совета есть.

В конечном итоге в решении данного вопроса заинтересованы не только чиновники и страховщики, но и простые граждане, поскольку цель любого государственного контракта, будь то поставка продовольствия в детский сад, лекарств в больницы или возведение общественных зданий и сооружений, так или иначе связана с нуждами конкретного человека.

Материал подготовлен по итогам пресс-брифинга, прошедшего в рамках деловой конференции «Страхование государственного заказа. Проблемы и их решение», организованной агентством по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion


Содержание выпуска № 5 (27) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России