Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Из музея в ломбард

Из музея в ломбард
Время – безжалостный убийца. Потери преследуют нас на протяжении всей жизни и многие из них – невосполнимые. Среди них те, которые никак не отражаются на нашем материальном благополучии: экспонаты, пропавшие из музеев, сгоревшие храмы, разрушенные памятники. Но все же стоит задуматься, что мы оставим потомкам – репродукции, макеты, фотографии?



Почему?

Существует несколько аспектов, которые прямо или косвенно стали причиной всего того, что происходит сегодня с культурными ценностями.
Во-первых, в 2002 году принят Федеральный закон №128, отменивший лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе реализацию пред-метов антиквариата. В результате примерно на треть увеличилось число стихийных торговых точек, реализующих краденые предметы, а также подделки. Вслед за этим, в среду участников антикварного рынка стали проникать лица с «криминальным прошлым». Сложившийся к сегодняшнему
дню арт-рынок является непрозрачным и зачастую нелегальным.
Во-вторых, с того же года увеличиваются тарифы на охрану. Учреждения культуры не получают компенсации на услуги охранных предприятий, которые находятся в общей статье с основными профильными расходами музея – на реставрацию, комплектование фондов, создание новой экспозиции и т. п. То есть усиление охраны идет за счет профильных направлений деятельности музея и перед руководителем учрежде-ния культуры стоит вопрос: или со-кращать профильные для музея направления деятельности, или сокращать охрану. Обычно выбирается последнее.
Одновременно с этим техническое укрепление мест сосредоточения культурных ценностей, их оборудование средствами охранно-пожарной сигнализации, уровень физической охраны продолжают оставаться низкими.
Не устраненной остается проблема маркировки, фотовидеофиксации, каталогизации и учета ультурных ценностей, сосредоточенных в учреждениях культуры. Эти обстоятельства существенно затрудняют идентификацию похищенных культурных ценностей и возврат их законному владельцу, включая те, что находятся за рубежом.
Маркировка и сплошная паспортизация раритетов, находящихся в учреждениях культуры, в большей степени является задачей Министерства культуры. Бюджетных средств под решение этой задачи пока выделяется не достаточно, вся маркировка проводится в отдельных регионах за счет местных бюджетов.
В противовес этому у преступников хорошая техническая подготовка. Преступлению предшествует тщательная подготовка. Охотники за раритетами изучают объект (расположение, режим работы, систему охраны, возможные пути проникновения и отхода), разрабатывают план действий, подбирают или изготавливают различные технические приспособления. Кроме того, многие имеют «штатных помощников», которых иногда используют «вслепую», например, для добывания нужной информации или свободного прохода туда, куда имеют доступ только «свои».
Увы, человеческий фактор часто является камнем преткновения в решении проблем. Звучит всегда как бы оправданием для всех, являясь, практически, обстоятельством непреодолимой силы.

Зачем?

Страхование предметов искусства в России не популярно. Притом, что за рубежом этот вид является одним из наиболее распространенных и доходных видов страховых услуг. В наших условиях мысль о том, что страховые компании могут получать доходы за счет музеев с их ограниченными бюджетами, кажется нелепой и кощунственной. Статистика подтверждает данный тезис: глубина проникновения страхового продукта на рынки развитых стран составляет около 90%, в то время как в России на сегодняшний день этот показатель составляет менее 10%. При этом основными клиентами страховых компаний выступают корпоративные коллекции, ряд государственных музеев, имеющих на это средства, и по-прежнему очень ограниченное число частных коллекционеров.
Непопулярности страхования способствует и тот факт, что вернуть уничтоженный шедевр
не сможет никто, включая страховщика. Большинство опрошенных коллекционеров и представителей музеев не видят смысла в страховании: деньги ведь не заменят им утерянное сокровище.
Возразить на это вроде бы нечего и все же… Во-первых, случаев полного уничтожения раритетов без возможности реставрации не так уж много. А реставрация стоит денег, и серьезных. Понимая это, даже наши небогатые хранители культурного наследия прибегают к услугам страховых компаний на время выездных выставок и при перевозке экспонатов –
периоды, когда повреждение или утрата экспонатов наиболее возможны.
Во-вторых, похитители (или их заказчики) – обычно большие ценители старины и шедевры берегут. Если украденные сокровища были застрахованы, они имеют больший шанс быть найденными, так как в интересах страховой компании использовать для этого все возможности, в частности, активное взаимодействие с правоохранительными органами, а также собственные службы безопасности. Все мы знаем из фильмов и детективных романов о том, что на Западе неприятности с художественными ценностями оборачиваются настоящим страховым приключением.
В-третьих, прежде чем заключить договор страхования, страховщик вправе рекомендовать страхователю предпринять дополнительные меры по обеспечению безопасности экспонатов, исходя из конкретного места хранения. Эти рекомендации, безусловно, важны для музейщиков даже в том случае, если договор страхования не будет заключен. Сам же страховой полис, в части своей, является перечнем опасностей, которым с наибольшей вероятностью подвержен предмет искусства.

Ежегодно в мире пропадает более 20 тыс. произведений искусства. Но еще больше шедевров получают различные повреждения и требуют длительной и дорогостоящей реставрации. Поэтому на Западе услуги по страхованию предметов искусства пользуются большим спросом со стороны как государственных музеев, так и частных коллекционеров.

Четвертое обстоятельство, говорящее в пользу страхования, назвал нам Дмитрий Станин, начальник управления непромышленного страхования ОСАО «Ингосстрах»: «Музеи, заплатив за страховку немалые деньги из своего кармана либо получив на нее бюджетные деньги (за расход каждого рубля они очень серьезно отчитываются), приложат максимум усилий для сохранности вверенных им ценностей. И охрану усилят, и персонал пересмотрят. Тем более что страхование не распространяется на ущерб, возникший вследствие умышленных действий сотрудников. Срабатывает простое правило: то, за что мы платим сами, сразу же становится нам намного дороже…».

После пожара в Троицком соборе Санкт-Петербурга, уничтожившем результаты реставрационных работ, которые проводились там уже более десяти лет, инспекцией МЧС были начаты проверки культовых сооружений, где на данный момент ведутся строительные работы, на предмет пожарной безопасности. Результаты уже обследованных объектов показали, что ни один из них не соответствует требованиям пожарной безопасности.
Одновременно начались мероприятия по улучшению пожарозащиты культурных учреждений, в частности музея деревянного зодчества в Кижах. Как говорится, «пока гром не грянет…».

По собственному мнению автора статьи, пользу страхования предметов искусства можно обосновать несколько цинично, но просто. Шедевры дороги. Навсегда утраченный шедевр – утрата невосполнимая. Но если предмет искусства был застрахован, полученное возмещение позволит оборудовать дополнительные системы охраны и пожаротушения и уберечь от подобной судьбы другие раритеты. Согласятся ли с нашим мнением страховщики, музейные работники и другие хранители старины, мы узнаем в одном из ближайших номеров «Страхового случая».

Содержание выпуска № 7 (7) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России