Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

ОСАГО до БДД?

ОСАГО до БДД?
В рамках конференции «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах» в Петербурге прошел «круглый стол» «ОСАГО и безопасность дорожного движения (БДД)». У нашего корреспондента сложилось впечатление, что на фоне чиновников РСА, уже четвертый год подряд повторяющих одни и те же тезисы, единственным выступающим, кто обладал реальной и понятной информацией о возможности страховщиков влиять на БДД, был старший вице-президент Страхового института дорожной безопасности США Стефен Оеш.



Рука об руку

Вообще ОСАГО и БДД – понятия родственные и даже неразделимые. Так же, как, например, «олимпийские рекорды» и «детская физкультура» или «продолжительность жизни» и «здоровое питание». Формально и те, кто занимается ОСАГО, и те, кто ответственен за БДД, давно это осознали. С первого дня работы закона страховщики ОСАГО в добровольно-принудительном порядке перечисляют около 2% своих сборов в фонд ЧАДЭ – «Человек. Автомобиль. Дорога. Экология» (почему-то вспомнилось «Ленин. Партия. Комсомол»). Фонд должен финансировать ГИБДД, но вот только реальные итоги этого финансирования никому не известны, и ни ГИБДД, ни РСА не спешат с разъяснениями. Еще год-два назад в кулуарах «автогражданских» конференций можно было услышать шепоты о том,  что ЧАДЭ, может быть, будет способствовать увеличению численности дорожных инспекторов (а то сейчас их приходится ждать по несколько часов) и более активной работе ГИБДД по предоставлению страховщикам своей базы данных по аварийным историям водителей. Ни того, ни другого, как мы знаем, не произошло.
Ежегодно в России проводится по два-три форума, где БДД и «автогражданка» обсуждаются в их нерушимой взаимосвязи. На этот раз  начальник Управления международных и государственных программ развития РСА Татьяна Козловская, констатировав, что «высокий уровень аварийности и травм со смертельным исходом представляет собой серьезную проблему», а также что «системный подход к безопасности заложен в Программе повышения БДД на 2006-2012 годы», выдала очередной блок информации к размышлению:
  • за рубежом страховые компании воздействуют на все элементы системы БДД;
  • безаварийная езда стимулируется действующей системой «бонус-малус»;
  • в Финляндии страховщики участвуют в разборах ДТП на месте аварий;
  • в Германии страховщики проводят аудит автодорог…
Остается порадоваться за эти страны.

Не удалось

Вслед за Татьяной Козловской начальник Управления информационных технологий РСА Николай Косарев рассказал  об опыте создания и внедрения Федеральной автоматизированной информационной базы данных по ОСАГО (на базе РСА). Об этом г-н Косарев рассказывает всегда, и в этом году не прозвучало ничего принципиально нового. О том, что на БДД система «бонус-малус» пока никак не влияет по причине того, что ни сотрудники страховых компаний, ни агенты не имеют возможности пользоваться информационной базой, все и так знают. А пока остается ждать давно обещанного начала функционирования АИС РСА в рабочем режиме. Вместо указания конкретных сроков г-н Косарев сыпал терминами и демонстрировал на экране всевозможные схемы, изобилующие сложными системами сходящихся и расходящихся стрелочек.

Удалось

Ирина Осокина

Ирина Осокина
директор по международным
и государственным программам развития и технического
содействия РСА
Единственный, кому в рамках «круглого стола» удалось убедительно рассказать об успешном опыте минимизации факторов, влияющих на ДТП, стал Стефен Оеш, старший вице-президент Страхового института дорожной безопасности США. Работу института финансируют страховые компании страны, и это исследовательское учреждение, в отличие от российского ЧАДЭ, действительно, может похвастаться успешными разработками в области безопасности. Впрочем, здесь следует отдать должное также федеральным властям и властям отдельных штатов, которые оказывают административную поддержку всем разумным инициативам института.
Так, например, одно из исследований было посвящено анализу уровня смертности водителей в зависимости от их возраста и присутствия в салоне несовершеннолетних пассажиров. Самыми аварийными оказались 16-17-летние водители при вождении в ночное время и наличии в салоне трех и более пассажиров того же возраста (по всей видимости, их присутствие стимулировало начинающих водителей к демонстрации лихости и «крутизны»). По итогам исследования институт добился законодательного запрета для молодых водителей на вождение после 22.00 и на перевозку более одного несовершеннолетнего пассажира. Любой обнаруживший такие нарушения полицейский вправе наложить штраф.
Борется институт и за обязательное использование ремней безопасности. Для этого были организованы специальные полицейские контрольные пункты. Нарушителей ждал штраф. Результат: в период с 1981-го по 2005 год количество водителей, использующих ремни, увеличилось с 11% до 87%.
Стефен Оеш

Стефен Оеш
старший вице-президент
Страхового института дорожной безопасности США
Имеет институт и свой центр для проведения крэш-тестов, данные которых вывешиваются на сайте института и в местах продаж автомобилей. Покупатели доверяют этим результатам и предпочитают покупать только безопасные авто. Никакие другие сейчас уже не находят сбыта в США.
Все это, а также камеры слежения за проездом на красный свет, внедрение «круговых» перекрестков, снабжение машин системами оповещения о ДТП и многое другое делают США одной из самых благополучных стран по показателю «количество ДТП со смертельным исходом на 100 млн миль». Остается только позавидовать степени сознательности ее водителей и готовности властей законодательно поддерживать инициативы института.

Содержание выпуска № 8 (8) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России