Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Когда вымирают лемминги

Когда вымирают лемминги
Около 70-80% туроператоров покинут рынок, то есть около 700-800 в Петербурге и около 7-8 тыс. по России в целом, если вовремя не предпримут необходимые меры для решения проблемы получения финансовых гарантий на свою деятельность. В то время как эволюция «умерщвляет» гигантов – динозавров и мамонтов, в экономике и политике идут обратные процессы – с рынка вытесняются маломощные организации.

Банки и страховые компании, которые должны выдать каждому из туристических операторов гарантийные документы на суммы от 250 тыс. до 5 млн. руб. к 1 июня 2007 года, а к 1 июня 2008 года удвоить объем финансовых гарантий, пока отказываются работать с мелкими туроператорами, которых на рынке большинство – 70-80%. И указывают на массовые недочеты в законе, которые предстоит преодолевать, чтобы финансовые гарантии смогли получить хотя бы 20% крупных операторов, на данный момент, в соответствии с правилом Парето делающих 80% объемов рынка туроперейтинга как в Петербурге, так и в России в целом.

Мамонты

«На рынке Петербурга в ближайшее время останется не более 200 туроператоров, –
уверен директор по развитию агентской сети крупного оператора «Бон Вояж» Семен Таширев. – Остальные переквалифицируются в турагентства, либо уйдут с рынка, либо объединяться в единое юридическое лицо, став крупными операторами, который смогут получить финансовую гарантию и продолжить свою деятельность на рынке». В унисон звучит мнение заместителя директора туристического оператора «Алеа» Максима Кравченко: «Что касается судьбы более мелких операторов, которые будут вынуждены переквалифицироваться в агентства, могу сказать сразу, что им придется тяжело, так как они получат заведомо более низкую комиссию (на 3-5% ниже!)
на продажу туров крупных операторов, что не позволит им эффективно бороться
с сетевыми агентствами».
 «Мелким туркомпаниям есть резон оставить операторскую деятельность и перейти к агентской в составе крупных сетей, заключив с ними договор франчайзинга, так как это гарантирует им стабильный ежемесячный доход, а также снимет проблему конкуренции за клиента, переложив эти заботы на руководство управляющей компании туристической сети», – считает Тамара Клевцова, директор туристического агентства ООО «Клевцофф».

Гаранты

По мнению организаций, призванных обеспечивать финансовые гарантии туроператоров, у мелких участников туристического рынка существует два выхода: объединяться пятерками-десятками в одно юридическое лицо, становясь крупными игроками на рынке туроперейтинга, либо оставлять операторскую деятельность и становиться агентами, присоединяясь к крупным агентским сетям по договору франчайзинга, чтобы максимизировать прибыльность бизнеса. При этом, как обычно, ситуация не обходится без законодательных казусов.
По словам директора экономико-правового центра Ассоциации банков Северо-Запада Татьяны Утеповой, суть правовых проблем сводится к противоречию нового закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и Гражданского кодекса России. А именно: понятие банковской гарантии, предусмотренное
ст. 368 ГК РФ, требует того, чтобы в любой гарантии банка указывался конкретный бенефициар (в данном случае – турист), что практически невозможно, так как не один туроператор не сможет указать заранее в начале года идентификационные сведения о своих потенциальных будущих клиентах на сезон.
Кроме того, представитель Ассоциации банков Северо-Запада отметила, что банкам интересны только те туристические операторы, которые смогут обеспечить неснижаемый ежедневный денежный остаток в размере 5-50 млн руб.
При этом те самые 70-80% мелких туроператоров имеют годовой оборот до 6,5 млн руб., продавая до 500  турпутевок в год (за сезон!) в среднем по $500 каждая. Эта категория либо получит заведомо более жесткие и невыгодные условия, либо не получит гарантию вовсе.

 «Необходимо освободить туристический рынок от кустарщины, которая сегодня царит повсеместно, и переходить к европейской деловой практике, при которой есть четкое функциональное разделение бизнеса на туроперейтинг – изготовление самого продукта, и агентскую деятельность – обеспечение продаж, – констатирует Дмитрий Мачихин, исполнительный директор сети туристических агентств «Мир без границ». – На все европейские страны есть не более 10 туристических операторов, которые разрабатывают 100% туров, и столько же известных брендов агентских сетей, качеству обслуживания которых все доверяют. Иные компании на рынке просто не выживают».

Успокоители

Никак не проще обстоит дело со страховыми компаниями, которые привыкли считать деньги и финансовые риски более тщательно, чем банкиры. Это обстоятельство еще больше должно усугубить финансовое положение «маленьких» туристических операторов со всеми вытекающими отсюда последствиями для их бизнеса и их клиентов. Позицию относительно малодоступности страховых продуктов для небольших компаний озвучил Петр Щербаков, руководитель Северо-Западного представительства Всероссийского союза страховщиков.
Таким образом, по итогам «круглого стола» эксперты сделали вывод о том, что новый закон не является заменой лицензирования, которое отменили с 1 января 2007 года. Также он не помогает решать проблемы мелких игроков туррынка, а наоборот ограничивает возможности малого бизнеса. Зачем же он тогда принят вовсе?

shadursky.ru

Содержание выпуска № 3 (13) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России