Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Сохранить сохраненное

Сохранить сохраненное
Первые попытки сохранить культурные ценности связаны в России с эпохой Петра I, создавшего единственный на тот момент в России музей – Кунсткамеру. Затем при Екатерине II был создан Эрмитаж, а в 1806 году указом Александра I была превращена в музей Оружейная палата Московского Кремля. Первый же публичный музей – Румянцевский – был открыт в Санкт-Петербурге в 1831 году. Его экспонаты были собраны канцлером Н. П. Румянцевым, среди которых имелась крупнейшая в России коллекция древних церковных рукописных и старопечатных книг. Но найти и собрать предметы исторического и культурного наследия – только полдела, необходимо их еще и сохранить.

В XIX веке инициатива собирания древностей переходит от просвещенных царедворцев к образованным представителям дворянства, купечества, научной интеллигенции и духовенства. Усилиями культурной общественности во второй половине XIX века во всех регионах России создаются музеи, формируются крупные частные коллекции предметов искусства. Охватившее русское общество коллекционирование памятников искусства и старины было одним из основных способов охраны памятников от расхищения и уничтожения. Именно тогда формируются огромные частные собрания древних церковных рукописей и старопечатных книг.
Вопреки бытующему сейчас представлению, старые иконы и церковные предметы ювелирного искусства до революции были обычными предметами купли-продажи. В Европе и Америке задолго до революционных потрясений 1917 года открывались специальные антикварные магазины по продаже русских раритетов, в том числе икон и церковных предметов декоративно-прикладного искусства, а поставщиками были их основные владельцы – лица духовного звания.

Власть Советов

Конечно, приход к власти большевиков очень сильно изменил судьбу  частных коллекций, музеев и научных обществ, так как народ потребовал признать культурные ценности достоянием нации. Национализация в 1918 году имущества Императорского дома, Церкви, дворцов и усадеб повлекла за собой создание новой организации – Государственного музейного фонда, на складах которого были размещены все эти громадные ценности. Созданы законодательная и материальная базы, охранявшие целостность музейных коллекций и гарантирующие необходимые условия их хранения.
В 1986-1987 годах страхование культурных ценностей становится официально признанным видом страхования. В течение долгого времени российские страховые компании прибегали в случае страхования предметов искусства к помощи зарубежных коллег – перестраховывали ценности в западных компаниях, а также пользовались технологиями иностранных страховщиков, так как на западе этот вид услуг уже достаточно хорошо развит. В настоящее время отечественные компании обладают достаточным опытом для самостоятельного осуществления этого вида деятельности. Правда, как показывает практика, капитализация российских страховщиков позволяет им брать на себя не более10% ответственности (при среднем лимите ответственности по одной выставке около $1 млрд). Поэтому без перестрахования за рубежом пока обойтись не удается.
На сегодняшний день выставки российских государственных музеев страхуют по ставке 0,2-0,3% при стоимости экспоната в $500 тыс. Частникам же приходится смириться с повышенными ставками. Считается, что страховать частную коллекцию имеет смысл при ее стоимости как минимум в 50 тыс.
Для российских страховых компаний страхование культурных ценностей не является прибыльным делом. Страхование культурных ценностей имеет свою специфику и связано с очень большими рисками, а доход от этого несоизмеримо мал. Для большинства страховых компаний это скорее пиар. И это вполне объяснимо, так как  современное состояние охраны музеев, мягко сказать, оставляет желать лучшего. Если в музеях мирового масштаба эта ситуация еще не так плачевна, то в небольших музеях денег не хватает не то что на страхование, а на банальные выплаты зарплаты и текущий ремонт.

Без поддержки не оставят
Российским музеям нужна помощь государства при организации международных выставочных обменов. Речь идет о высокой стоимости страхования произведений искусства. Так считает директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.
По словам Ирины Антоновой, условия, в которых организуются выставочные обмены, усложняются с каждым днем. «Проблемы страхования произведений искусства становятся в этой связи большим препятствием. Кроме того, сильно дорожает упаковочный материал, поскольку к нему постоянно возрастают требования. И если мы желаем развития обменов, правительства должны принимать в этом участие», – сказала она.
Так, во всем мире любое произведение искусства, которое отправляется на выставку, должно быть застраховано. Так как цены на предметы искусства растут, то растет и стоимость страховки, и музейные бюджеты не в силах обеспечить экспонаты страховой защитой. Например, в Великобритании такую страховку оплачивает государство.
Но глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой попросил музейное сообщество не беспокоиться и заверил, что такая необходимая вещь, как страховка экспонатов, вывозимых за границу, получит государственную поддержку.
«Инсформер»

От гвоздя до гвоздя

Как правило, музеи прибегают к страхованию лишь в случаях вывоза экспозиции.  Тогда страховая компания несет ответственность, как принято говорить, от гвоздя до гвоздя. То есть с того момента, как экспонат, к примеру картину, снимут с крепления в родном  музее, и до момента его водворения обратно. Таким образом, он остается застрахованным даже во  время упаковки, погрузки и монтажа на экспозиции. Страховым покрытием защищаются абсолютно все передвижения экспонатов, предварительное и промежуточное складирование и складирование после окончания выставки. Страховая компания несет полную ответственность за пребывание картины вне музея. Также страхуются все убытки и повреждения, возникшие в результате дорожного происшествия с транспортным средством, пожара, удара молнии, взрыва, природных катастроф, бури, действия влажности, кражи, утраты, ограбления и повреждения (в том числе и в результате преднамеренных и злостных действий третьих лиц), угона самолета. Покрываются и специфические риски, например, расслоение краски или возникновение кракелюров (трещин, которые образуются на живописном слое картины).
Помимо страховки специализированные компании, как правило, обеспечивают необходимые меры безопасности во время нахождения шедевров за рубежом и в пути, а также упаковку, консервацию, связь с галереями и реставраторами. Таким образом, страховая компания может не только компенсировать музею ущерб, но и организовать новые выставки, найти клиента или реставратора.

Цена бесценного

Одна из главных проблем страхования культурных и художественных ценностей –
оценка. Обычно оценка делается тремя методами: по каталогу, по аукционной цене или путем сравнительного анализа.
Сейчас застраховать можно практически любые предметы культурного наследия. Это могут быть изделия из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных (цветных) камней, ювелирные украшения, декоративные вазы, фигурки, шкатулки, картины, репродукции, гравюры, рисунки, редкие книги и т.д. Все то, что представляет какую-либо культурную ценность.
В заключение хочется отметить, что, несмотря на очевидные трудности, страховой рынок в России развивается уверенно. Необходимость в страховании становится все более очевидной. И не за горами то время, когда страхование станет неотъемлемой частью жизни общества. Остается только нашим государственным органам осознать всю важность страхования культурных ценностей. Так как расходы на страхование просто смехотворны по сравнению с действительной стоимостью великих произведений искусства и опасностью утратить их навсегда.

Содержание выпуска № 5 (15) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России