Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Аквагражданка?

Аквагражданка?
Проблемы автомобильного трафика в Санкт-Петербурге отодвигают в тень другие транспортные проблемы. Между тем, наш город – это не только дорожная сеть, которая то там, то здесь становится непроходимой, это еще и десятки километров водных артерий. В Питере есть реки, каналы, наконец – акватория Финского залива, и по всем этим «артериям» ежедневно движутся тысячи маломерных судов. Которые тоже иногда терпят аварии, а значит, нуждаются в страховании.

Если выйти в хорошую погоду на берег Фонтанки или Маркизовой лужи, то от количества водных плавсредств начнет рябить в глазах. Тут вам и катера, и яхты, и моторные лодки всех мастей, и стремительные гидроциклы, и туристские теплоходы. Любит народ отдых на воде, да и как не любить его в нашей Северной Венеции? С воды можно увидеть то, чего с суши ни за что не увидишь, опять же, на собственном катере можно попасть в нужную точку города, минуя все пробки и заторы. Этот флот увеличивается, как на дрожжах, ежегодный прирост маломерных судов составляет тысячи единиц, и процесс этот только набирает темпы.

ВТП

Впрочем, обратимся к языку цифр. В настоящий момент в нашем городе зарегистрировано примерно 37 тыс. маломерных судов. Прирост их количества за один только прошлый год составил 6600 единиц, и эта тенденция не может не настораживать. Почему? А потому что на водной глади наш человек ведет себя не лучше, чем на автотрассе: и скорость превышает, и «подрезает», и вообще лихачит и безобразничает по полной программе. Причем нарушают правила и те, кто плывет в одиночку, и те, кто занимается туристическими рейсами. Набрать побольше народу, провезти их по маршруту с максимальной скоростью, и – за новой порцией туристов! Положение осложняет то, что на воде нет четкой разметки, как на сухопутной дороге, кажется, вся акватория – в твоем распоряжении, и ты здесь бог, царь и герой.
Насколько аварийным является передвижение по водным коммуникациям? Если говорить об итогах прошлого года, то было зарегистрировано пять серьезных происшествий на воде, к счастью, обошедшихся без человеческих жертв. Счет происшествиям менее серьезным идет на сотни, вот почему к административной ответственности за нарушение правил передвижения на воде в 2006 году было привлечено 980 человек. А ведь почти каждое такое нарушение может быть чревато и человеческими жертвами, и серьезными материальными убытками. Особо опасно плавание в ночное время, когда по фарватеру движутся крупнотоннажные суда. Ночью стоимость водной прогулки возрастает в полтора-два раза, и речные «извозчики» идут на риск, курсируя под носом теплоходов и пролетая на своих катерах под разведенными мостами. Года четыре назад такой нарушитель правил столкнулся с сухогрузом, затонул, причем одна пассажирка погибла.

ГидроБД    

Понятно, что бесстрастно наблюдать за этими водными безобразиями никто не собирается. Созданная в свое время на базе МЧС Государственная инспекция маломерных судов по Петербургу в настоящее время занимается патрулированием акватории нашего города. В их распоряжении имеются быстроходные катера и моторные лодки, так что нарушителям правил вождения на воде скрыться не удастся. Имеется в основе действий ГИМС ГУ МЧС и соответствующая законодательная база, позволяющая на вполне законных основаниях наказывать нарушителей. Вот почему этих людей уже называют «водными гаишниками» – с той, правда, разницей, что на воде привычные поборы, слава богу, пока не прижились. Возглавляет эту структуру Константин Пашинский, энергичный и решительный руководитель, который настроен довольно жестко по отношению к недобросовестным и безответственным судовладельцам. В частности, в одном из выступлений он заявил о необходимости установки на основных мостах через Неву систем видеонаблюдения, которые фиксировали бы нарушения и помогали в дальнейшем легко разыскивать и наказывать водных «лихачей». После открытия навигации в этом году ГИМС приступила к патрулированию рек, каналов и акватории Финского залива вплоть до Ушкова. Так же, как и сотрудники ДПС, они будут проверять документы владельцев маломерных судов и штрафовать тех, кто нарушил правила движения на воде.
Но достаточно ли только таких «драконовских» мер? Не следует ли задействовать еще и механизмы страхования – если не для предотвращения аварийных ситуаций, то хотя бы для смягчения их последствий и минимизации ущерба?

В настоящее время обязательное страхование маломерных судов ввести невозможно. Причина – в несовершенстве методики самой регистрации таких судов. Чтобы ввести аналог автогражданки, нужно для начала иметь на каждый катер или яхту аналог автомобильного ПТС. Сейчас судовладелец имеет на руках только судовой билет, а история судна остается неизвестной. То есть вначале следует усовершенствовать систему постановки маломерных судов на учет и только затем заниматься проблемами обязательного страхования.
Кирилл Самойлович
Директор АНО «Центр маломерного флота Санкт-Петербурга»

КАСКО & ГО

Нельзя сказать, что страхование маломерных судов у нас не производится. Оно, в принципе, осуществляется, такую услугу предлагает целый ряд страховых компаний. Зачастую продукт бывает комплексным: «Страхование маломерных судов и гражданской ответственности их владельцев». Основные риски в этом случае: гибель и повреждение судна, включая угон и хищение, ответственность владельца судна перед третьими лицами, а также гибель и повреждение судна при транспортировке. В настоящее время в ряде компаний реализуются новые программы страхования маломерных судов. Этот страховой продукт разработан специально для страхования катеров и яхт, зарегистрированных в ГИМС МЧС России, и гражданской ответственности, которая может возникнуть при их эксплуатации. Риски все те же – повреждение, гибель, похищение маломерного судна, а при страховании гражданской ответственности – причинение вреда третьим лицам. В последнем случае суммы страхования устанавливаются по соглашению сторон, суммы же по страхованию судов устанавливаются в пределах их реальной стоимости.
Пока что, однако, этими страховыми услугами и продуктами пользуется относительно малая часть судовладельцев. Культура страхования в России вообще слабо развита, и в части страхования маломерных судов эта тенденция особенно очевидна. Если говорить в масштабах страны, то на территории Российской Федерации зарегистрирован примерно миллион маломерных судов различного назначения. Однако застрахована, по оценкам специалистов, лишь пятая часть из этой гигантской «флотилии». В Петербурге положение чуть лучше, здесь застраховано около половины маломерных судов, в первую очередь – дорогие катера и яхты. Но это мало утешает – хотя бы потому, что страхуют, прежде всего, корпус и двигатель, то есть берут страховку КАСКО. Страхование такого риска, как ответственность перед третьими лицами, производится гораздо реже, хотя случаев причинения ущерба людям, оборудованию и другим судам – хоть отбавляй.
При этом никаких обязательных видов страхования в этой сфере пока не предусмотрено. Катер или яхту можно застраховать по собственной инициативе. Как уже говорилось, обычно страхуется двигатель, который может выйти из строя, а также повреждения корпуса – от налета на топляк, от навала на причал, из-за столкновения с другим судном и так далее. Но если владелец маломерного судна не хочет его страховать, он в полном праве этого не делать. Обязать оформить страхование ответственности может только необходимость захода в европейские порты. Не будет страховки – вас туда просто не пустят. Те, кто держит и эксплуатирует свои яхты в зарубежных акваториях, также оформляют страхование ответственности. Но большинство индивидуальных катеров и яхт все же бороздят отечественные водоемы, где и происходит львиная доля несчастных случаев.
Не всегда охотно берутся за это дело и страховые компании. Дело в том, что страхование катеров и яхт в нашей стране – пока довольно рискованно. Культура вождения судов такого типа у нас пока не на высоте, к тому же ряд владельцев маломерных судов вообще не сдают экзамены на право вождения – это право приобретается «левым» образом. Знаки движения по водным трассам у нас тоже не везде установлены, водоемы расчищены плохо, топляков в реках и озерах – уйма, а значит, риск повреждения судна довольно велик. И все же, несмотря на эти отрицательные факторы, страховые компании оказывают подобные услуги все большему числу судовладельцев.

ОСАкваГО

«Насколько актуально сейчас введение обязательного страхования маломерных судов?» – этот вопрос мы задали сотрудникам ряда страховых компаний. И практически все они заявили об уместности и необходимости такой инициативы. В частности, представитель Московской страховой компании Дмитрий Волин сказал, что обязательное страхование ответственности перед третьими лицами становится с каждым годом все актуальнее. Во-первых, растет количество самих маломерных судов, во-вторых, увеличивается их средняя стоимость, соответственно, возрастают и убытки в случае аварий, столкновений и т. д. Этот процесс приведет к тому, что в обязательном страховании будут заинтересованы не только страховщики, но и владельцы дорогих катеров и яхт. Пока же свои суда страхуют, как правило, те, кто выходит за пределы российских территориальных вод – они, по мнению Дмитрия Волина, и составляют ту самую застрахованную «пятую часть» от общего числа российских катеров и яхт.
Директор Санкт-Петербургского филиала страховой компании «Арбат» Николай Кожин также считает необходимым введение такого вида страхования: «Мы все наблюдаем, какой ущерб наносится безответственными судовладельцами городу, как варварски швартуются многие катера и яхты, как разрушают причалы, как суда бьются в опоры мостов и т. д. Все это не может не замечаться городскими и федеральными властями, которые вместе со страховым сообществом должны выступить инициаторами введения закона, предусматривающего обязательное страхование маломерных судов. Конечно, далеко не каждая страховая компания возьмется проводить такое страхование, поскольку в этом сегменте имеется своя специфика и свои трудности в определении убытков. Опять же, это менее выгодно в сравнении со страхованием автомобилей хотя бы потому, что катеров и яхт – во много раз меньше. И все же такие страховщики найдутся: уже сейчас ряд компаний занимается этим, будет заниматься и в дальнейшем».
Поддержала необходимость обязательного страхования и Яна Кравченко, ведущий специалист отдела по страхованию маломерных судов страховой компании «Скандинавия», входящей в «Осло марин групп». Как было сказано, возросшее количество аварий на воде связано с резким увеличением количества катеров, яхт и гидроциклов. Возмещение убытков в таких условиях становится серьезной проблемой, ведь никакого отлаженного механизма в этой области не существует. Потребность в новом законе ощущается, разговоры об этом ведутся уже на самом высоком – федеральном – уровне, но пока разговорами все и заканчивается.

Содержание выпуска № 5 (15) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России